Пиар мэров и товаров под видом новостей: кто и как джинсирует в онлайн-медиа Днепра

Общее количество политической и коммерческой джинсы в днепровских онлайн-медиа несколько увеличилось по сравнению с прошлым годом .

Нынешний процент политической и коммерческой джинсы составляет 7% по сравнению с 6,3% в 2024 году. Днепровские медиа разместили 18 публикаций с политической джинсой (или чуть более 3% от общего количества новостей) и 21 новость или почти 4% публикаций с коммерческой джинсой. Также медиа размещали материалы с неправильно маркированной рекламой (1,3%) и контрагитацией (0,4% от общего количества новостей).

Таковы результаты мониторинга с 6 по 10 октября пяти самых посещаемых онлайн-медиа Днепра « Наш город », « Информатор Днепр», 056.ua , « Днепр Вечерний » и « Днепр Инфо ». Всего было проанализировано 547 новостей.

Основные герои политической джинсы

Из 18 материалов, которые имели признаки политического заказа, восемь разместили на сайте «Наш город». Основными героями этих новостей стали местный депутат (два сообщения), мэр Днепра и коммунальные службы и предприятия (шесть сообщений). Одна из новостей о депутате горсовета Сергее Пустовом касалась установки электроподъемника в одной из многоэтажек города: по сути, депутат горсовета пропиарился на ветеране с инвалидностью.

Еще одна публикация была о фотозоне в одном из парков города. Кроме «Нашего города», идентичную новость с одинаковыми фото также без маркировки разместил и сайт 056.ua. Впрочем, заметим, это единственная новость с признаками политической заказности, которая была обнаружена во время мониторинга новостей 056.ua.

Почти идентичные новости разместили на сайтах «Наш город» (слева) и 056.ua (справа).

Из шести других сообщений, имеющих признаки политического заказа, главным героем публикаций был мэр Днепра Борис Филатов и его команда. Вот здесь он комментирует решение Верховной Рады (подобная новость появилась и на сайте « Днепр Вечерний »), а здесь его заместитель Андрей Денисенко рассказывает, насколько важно для города поддерживать ветеранов, в этой новости также заместитель мэра передает военным ударные дроны, благодарности и медали от имени общества и, конечно, Бориса Филат. Еще три новости фактически были посвящены работе аппарата горсовета и коммунальным службам. Одна "новость" рассказывает о работе управления соцзащиты Днепровского городского совета, фактически является комплиментарным материалом, где для пиара также использованы несчастья рядовых граждан.

Новость о помощи семье превратилась в пиар городского головы Днепра.

Еще два материала касались работы коммунальных служб, финансируемой из бюджета, наполняемого налогами граждан. Впрочем, в новостях о благоустройстве во дворах: в одном стелили новое асфальтное покрытие и обустраивали зеленую зону, в другом косили траву и восстанавливали дорожную разметку, это преподносится как большой дар и благословение от городского головы и коммунальных служб, а не обязательное и стандартное исполнение обязанностей городских служб.

Но пиарили не только Филатова. Издание "Информатор Днепр" уже традиционно, третий год подряд, продолжает пиарить городского голову Каменского Андрея Белоусова. Три из пяти обнаруженных материалов с признаками политического заказа в данном медиа описывали его благотворительную и профессиональную деятельность.

Еще две новости касались визита нардепа Дмитрия Кисилевского на одно из предприятий города, открытие современного реабилитационного отделения и посещение его уже бывшим главой Днепрова Сергеем Лисаком.

В новостной ленте издания «Днепр Вечерний» появилась лишь одна новость, по факту, комментарий с признаками политической заказности от народного депутата от партии «Батькивщина», днепрянина Михаила Соколова. Он делился своим мнением о необходимости усиления защиты ВПЛ.

«Днепр Инфо» также опубликовал политическую джинсу однопартийницы и землячки Михаила Соколова, народного депутата Юлии Тимошенко по проекту бюджета на 2026 год.

А еще здесь разместили комментарий председателя областного совета Днепропетровщины на заявление главы Николаевской области Виталия Кима о сроках окончания войны, имеющей сомнительную ценность и общественную значимость.

Коммерческая джинса Днепра: спирулина, компании, гидравлические фильтры и ретроавтомобили

Лидером по количеству коммерческой джинсы также стал «Наш город»: из 21 сообщения – десять опубликовало именно это медиа. Здесь публиковали заказные тексты о благотворительности и помощи войску, содержавшему прямую рекламу пищевой компании ; два материала об услугах «Днепропроводканала»: об услугах по поверке счетчиков и оплате услуг ; материал о работе правозащитной группы ; «новость» о праздничном юбилейном концерте Виктора Павлика ; материалы о гидравлических фильтрах для техники, где сразу в текст вставлена гиперссылка на сайт заказа; пару статей о детском зрении очень схожих по содержанию, опубликованных в один день с разницей в четыре часа, и две почти идентичные статьи о современных потребностях в квалифицированных психологах с гиперссылками, в которые именно учебные заведения следует поступать.

Второе место в рейтинге по количеству коммерческой джинсы заняло медиа «Днепр Вечерний» с восемью публикациями с признаками коммерческой заказности. Здесь под видом обычных статей продавали спирулину, климатическую технику, рекламировали магазин по продаже аппаратов для приготовления кофе, показывали топы бюджетных автомобилей для работы в такси и блоговых онлайн-платформ с соответствующими ссылками на коммерческие сайты. Еще три сообщения касались тортов днепровского кондитера.

Реклама продукции днепровского кондитера под видом новостей.

Третье место по количеству коммерческой джинсы у «Информатора Днепра» с двумя материалами: о поддержке и помощи приюта для животных от бизнес-группы «Интерпайп» Виктора Пинчука и о коллекции ретроавтомобилей местного бизнесмена, которая релоцировалась во Львовскую область. Материал на идентичную тематику вышел и на сайте «Днепр Инфо», ставшем единственной коммерческой джинсой в этом медиа в мониторинговый период. На сайте 056.ua в период мониторинга коммерческой джинсы не обнаружено.

Название компании, заплатившей за материал, указано сразу в заголовке.

Ненадлежаще маркированная реклама и контрагитация

Нынешний мониторинг обнаружил в двух медиа семь материалов с ненадлежаще маркированной рекламой. Среди них – три материала «Нашего города» с пометками «Партнерский материал» о презентации книги от днепровской пивоварни , как и в медиа «Информатор Днепр», поддержка «Интерпайпом» приюта для животных и материал, как носить серьги-кафе .

Подборка ненадлежаще маркированной рекламы в новостной ленте сайта «Наш город»

Четыре других новости были опубликованы на сайте « 056.ua » под разными маркировками: презентация книги днепровских пивоваров, как и в «Нашем городе», была опубликована с плашкой «Пресрелиз»; выигрыш студента в мгновенной лотерее и вебинар от онлайн-школы с плашкой «Новости компаний»; выбор военных спецтоваров как "Партнерский спецпроект".

Что касается контрагитации, заказных материалов против определенной персоналии, компании и т.д., то абсолютным лидером стал сайт «Наш город». Оба контрагитационных материала опубликованы именно здесь. В одном из них секретарь Днепровского горсовета Александр Санжара обвинил журналистов «Следствие.Инфо» в подготовке заказного материала в интересах общественного деятеля Марии Барабаш, возглавляющей ОО «Сопротивление», и Александра Петровского, официально позиционирующего себя как предприниматель, меценат, глава благотворительного фонда. Также в комментарии «Нашему городу» чиновник указывает на «нарушение базового стандарта журналистики – права ответственного чиновника», хотя такого стандарта в журналистике не существует. Во втором материале говорится об очередном витоке многолетнего конфликта между городским головой Днепра и гендиректором областной больницы им. И. И. Мечникова. На этот раз – Тимофей Потеряйло, днепровский тинейджер, известный тем, что первым появляется на местах прилетов, обнародовал шокирующие истории о нарушениях и злоупотреблениях в больнице Мечникова.

Екатерина Лысюк, региональная представительница Института массовой информации в Днепропетровской области