Одна из немногих реформ, которые за три года после революции можно назвать успешными — это реформа госзакупок, лицом которой является уже ставшая знаменитой на весь мир электронная система ProZorro.
Само собой, любая хоть сколько-нибудь удачная попытка побороть коррупцию хотя бы в одной из сфер, всегда наталкивается на противодействие, ведь госзакупки — это почти половина бюджета страны, никто просто так не отдаст такой лакомый кусок. Противодействие это может принимать весьма причудливые формы — от прямого протягивания через парламент анти-реформаторских законопроектов до спланированной кампании по дискредитации реформы и ее авторов. Одной из таких форм противодействия реформы является распространение всевозможных мифов о самой системе ProZorro и о реформе в целом. Но мифы — они для того и существуют, чтобы их развеивать. Давайте этим и займемся.
Миф №1. Всё куплено до нас.
Важно понимать, что ProZorro — это не волшебная палочка, а инструмент. Инструмент, который позволяет любому желающему видеть весь процесс от начала и до конца. Именно эта возможность видеть всё и является основным предохранителем от любых подтасовок. Ведь не так-то просто чиновнику взять на себя ответственность за неправомерный выбор победителя торгов, если решение о таком выборе нужно собственноручно подписать и выложить в систему на всеобщее обозрение. А ещё из системы ничего нельзя удалить. Даже если заказчик захочет внести изменения в документацию, её предыдущая версия останется в системе, доступная для просмотра и скачивания. Конечно же, ни один инструмент не будет работать, если им не пользоваться. В данном случае это означает, что бизнес не должен оставлять без внимания нарушения, которые допускают заказчики в системе — нужно задавать вопросы, писать жалобы, обращаться в аудиторскую службу и Антимонопольный комитет. ProZorro даёт для этого массу возможностей.
Миф №2. ProZorro очень дорого обходится бюджету.
Изначально система задумывалась и реализовывалась волонтерами и совершенно бесплатно. Чуть позже к её созданию подключились международные фонды и некоторые айти-компании, которые видели в системе коммерческие перспективы для себя в будущем. В итоге на создание ProZorro не было потрачено ни копейки бюджетных средств, что позволило ей стать действительно независимой. Более того, плата, которая взимается с участников торгов, пропорционально делится между бюджетом и торговыми площадками, что делает систему одновременно и самоокупаемой, и выгодной для площадок. Но о торговых площадках мы поговорим в следующем мифе.