
Обстрелы, трэш-контент и реклама работы в «офисах»: о чем пишут самые популярные телеграмм-каналы Днепра

Анонимные телеграмм-каналы с шок-контентом, криминалом и рекламой остаются самыми популярными новостными источниками среди жителей Днепра и области.
Жители Днепра и области продолжают отдавать предпочтение анонимным телеграммам-каналам, а не официальным медиа: два из трех лидеров по аудитории – анонимные телеграммы-каналы. Их контент стандартен: война, обстрелы, ДТП, криминал, трэш-контент и реклама. В ленте есть все, где можно поиграть на эмоциях людей. Таковы результаты анализа контента трех крупнейших телеграмм-каналов региона с аудиторией от 150 тысяч подписчиков с 1 по 30 июля 2025 года.
«ХДнепр»: ДТП, криминал, последствия вражеских атак
Самый анонимный телеграмм-канал Днепра имеет почти 522 тысячи подписчиков. Несмотря на название канала и описание «Ху@вый Днепр – твой гид в жизни города! Новости, которые делаете Вы!», здесь публикуется очень много новостей со всей Днепропетровской области. «ХДнепр», в основном, пишет о дорожно-транспортных происшествиях, криминальных новостях со всей области и войне, в частности, обстрелах и их последствиях. В большинстве сообщений здесь ссылаются на первоисточники, ОВА, СБУ, Нацполицию, ГСЧС, но прямых гиперссылок на первоисточники информации, будь то госучреждения, структуры, военные группировки, медиа или другие телеграмм-каналы – нет.
Впрочем, есть и исключение, когда новости в телеграмм-канале публикуют без ссылок на источники. Например, когда, не сославшись на авторов сюжетов, разместили видео днепровских медиа с последствиями атаки дронами областного центра в ночь на 17 июля и Эпицентр в Каменском в ночь на 26 июля.
«ХДнепр», в большинстве случаев, ссылается на первоисточники, но не всегда. Скрин: телеграмм-канал «ХДнепр»
Откровенным нарушением можно считать сообщение об изменениях после принятия законопроекта №12414. Телеграмм-канал выдал сообщение с разъяснениями за свою работу, хотя слайды сделала другая организация, – команда аккредитованного представителя глобального движения Transparency International в Украине. Публикацию с картами Transparency International Ukraineразместилана инстаграм-странице.
Визуал международного движения против коррупции, опубликованный в телеграмм-канале "ХДнепр" как собственный продукт. Скрин: ИМИ
Несмотря на достаточно адекватный контент, если не считать нарушений авторских прав, администраторы ХДнепра разбавляют его иногда забавным медиаконтентом. Впрочем, большинство сообщений – это фото или видео сбивания вражеских ракет и дронов, ссор и драк, неадекватного поведения людей и тому подобное. В описании канала подписчикам предлагают отправлять фото/видео через специальный бот. Также там есть ссылки на размещение рекламы. Впрочем, за июль мы нашли только два рекламных сообщения, один из которых призвал посетить магазин освещения, а второй предлагал большие скидки в SPA-центре.
«Труха⚡️Днепр | Днепр»: треш-контент, обстрелы, реклама
Днепровская Труха занимает второе место в рейтинге самых популярных телеграмм каналов с почти 341 тысяч подписчиков. Основной контент телеграмм-канала состоит из сообщений об обстрелах Днепропетровщины с точными названиями населенных пунктов или районов Днепра, криминальных новостей и контенте об автотрощах. Часть информации подается со ссылкой на первоисточник, часть контента местных медиа – либо с гиперссылкой на источник, либо с лого медиа на фото или видео.
Главной фишкой канала является эмоциональная окраска, ненормативная лексика и контент «18+». Это основной соус, с которым подается большая часть информации. К тому же, в русскоязычном описании канала, кроме «Актуальные события Днепра. Яркий контент 24/7…», сразу сообщают новым читателям, что канал платит за опубликованный контент, а администраторы канала почти в каждом сообщении призывают подписчиков им делиться.
Читателей поощряют отправлять фото и видео разного рода администраторам канала. Скрин: «ТрухаДнепр | Днепр»
На канале много рекламы. Только за июль здесь опубликовали 65 сообщений рекламного характера, без учета вероятной «партнерской рекламы» – когда в сообщениях об опасности, в частности, траекторий полетов шахедов и ракет, в названия населенных пунктов «зашиты» гиперссылки на другой телеграмм-канал «Добрый вечер».
Читатели давят на название населенного пункта, где есть ракетная опасность, а попадают на другой телеграмм-канал. Скрин: «Труха️Днепр | Днепр»
На канале рекламируют все – от супермаркетов (например, мы насчитали 10 сообщений об АТБ, а еще о Варусе, фуд-маркете «Эпицентр»), магазинах бытовой техники, учебных заведений, автошкол, банков, заведений питания до упоминаний оместных медиа. Но больше всего постов посвящены рекламе других телеграмм-каналов, онлайн-казино и предложениям перспективной работы, каждое из которых очень напоминает предложения работы в так называемых «офисах»,call-центры, сотрудники которых разными мошенническими способами выманивают деньги у людей.
«Днепр Оперативный»: обстрелы, ДТП/заторы и сообщения мэра Днепра
Телеграмм-канал "Днепр Оперативный" является частью информационного агентства, имеющего собственный сайт, телеграмм-канал, ютуб-канал.
По сравнению спрошлогодним мониторингомтелеграмм-канал «Днепр Оперативный» за год потерял более 113 тысяч подписчиков: в июле прошлого года количество читателей канала составляло более 293 тысяч пользователей, в настоящее время – 179 с половиной тысяч подписчиков.
Несмотря на описательную часть «Днепр Оперативный – самые свежие новости о ДТП/НП и криминальной хронике в Днепре», здесь публикуются новости и из других населенных пунктов Днепропетровщины и Украины. В среднем, за сутки здесь публикуется до 40 новостей о тревогах, обстрелах и их последствиях, автотростях, криминальных новостях, информация от Сил Обороны и Воздушных Сил со ссылкой на первоисточники.
Но иногда админы телеграмм-канала пренебрегают первоисточниками, в частности, когда публикуют на канале видеоматериалы других медиа. В частности, «Днепр Оперативный» периодически использует видео и фото медиа Днепра, как Общественное Днепр, Днепр TV и Свои и Первый городской из Кривого Рога без ссылки на них.
Сообщения в телеграмм-канале «Днепр Оперативный» с логотипами других медиа, но без ссылки на них. Скрин: «Днепр Оперативный»
Также телеграмм-канал очень лоялен к городскому голове Днепра Борису Филатову. Здесь активно размещаются новости с его комментариями обо всем и появляются сообщения из официального телеграмм-канала Бориса Филатова. Только с 1 по 30 июля 2025 года таких сообщений и перепечаток было не менее 20. Вместе с тем, «Днепр Оперативный» совсем нелоялен к областной больнице им. И.И. Мечникова и его гендиректора Сергея Рыженко. В течение июля канал опубликовал пять очень агрессивных сообщений с признаками заказа.
Заметим, что телеграмм-канал и все информационное агентство «Днепр Оперативный», вероятно, частично или полностью поддерживается Борисом Филатовым. Конфликт между городским головой и Сергеем Рыженко продолжается уже несколько лет. В 2020 году во время избирательной кампании на должность городского головы Днепра оба стали кандидатами на должность городского головы Днепра: Борис Филатов как кандидат от новой партии «Предложение», Сергей Рыженко – от партии «Слуга народа». Через пять лет их конфликт периодически выходит в публичную плоскость в соцсетях или на сессиях городского совета, ведь Сергей Рыженко еще и депутат Днепровского горсовета.
Сообщения «Днепр Оперативный» о больнице им. И.И. Мечникова с признаками заказа. Скрин: «Днепр Оперативный»
Помимо новостей «Днепр Оперативный» предлагает услуги по размещению рекламы. В июле на канале появилось 17 сообщений, большинство из которых, и по визуальному оформлению, и по тексту выглядели как реклама, из них еще, минимум, четыре сообщения под видом новостей тоже рекламировал работу в Interpipe Group, бизнес-группы, принадлежащей Виктору Пинчуку. Кроме этого, канал выкладывал объявления о скидках, работе, заведениях питания, билетах на фестиваль.
Общее впечатление
Итак, лидерами зрительско-читательского потребления контента остаются анонимные телеграмм-каналы. Из хорошего, ни один из этих телеграмм-каналов не публиковал информацию с российскими нарративами. Также у телеграмм-каналов почти полностью украиноязычный контент, за исключением «Труха Днепр | Днепр», где, примерно, четверть сообщений представляется на русском языке. Впрочем, учитывая, что раньше все сообщения в телеграмм-канале были на русском – это незаурядное достижение. Относительно фейков – радует их отсутствие, по крайней мере, при анализе телеграмм-каналов в июле. А вот над искоренением манипуляций нужно продолжать работать: гиперссылки на другие телеграмм-каналы под видом полезного контента, гиперболизированная эмоциональность сообщений, шок-контент и скрытая реклама делают эти источники информации ненадежными, а иногда и опасными.
Екатерина Лысюк, региональная представительницаИнститута массовой информациив Днепропетровской области