
Угрожает ли Украине новый дефицит топлива

От представителей власти прозвучали тревожные заявления о том, что топлива в стране осталось всего на 30 дней. В Минэнерго предлагается увеличить запас нефтепродуктов. Некоторые особенно стрессонестойкие уже собрались на заправку.
Редакция разбиралась или угрожает Украине новый дефицит топлива
В Министерстве энергетики отмечают, что в случае прекращения поступлений нефти и нефтепродуктов, потребность в них Украина сможет удовлетворять максимум на 30 дней.
По словам Колесника, необходимо создать минимальные запасы нефтепродуктов в объеме до 90 дней среднесуточного чистого импорта.
Директор ООО "Консалтинговая группа А-95" Сергей Куюн объясняет, что на самом деле это значит.
С начала года Украина находится в хроническом профиците всех топливных марок. Сначала все готовились к 5 февраля – эмбарго на российские нефтепродукты в Европе. Потом все ждали посевной. Не смотря на это горючего очень много.
На это также указывает снижение цен: за последний месяц бензин потерял 1,5 грн, дизтопливо почти 2,5 грн/л. Кроме того, сохраняется потенциал дальнейшего охлаждения на 2-3 грн/л. Эксперт надеется, что через 2-3 недели он будет реализован.
О 30-дневном запасе горючего Минэнерго в своем релизе говорит в контексте необходимости создания стратегических запасов нефтепродуктов. С этим трудно спорить, прошлогодняя весна показала это очень убедительно.
Тот 30-дневный запас, который сейчас есть у трейдеров и который действительно немал по параметрам этой отрасли — ситуативный. Сегодня он есть, завтра нет, это решение каждого отдельного трейдера. Цель создания минимального запаса нефти и нефтепродуктов (МЗНН) – законодательно обязать трейдеров держать определенный запас в зависимости от их оборота. Это практика Европы и других стран.
Минимальный запас нефти – международно признанная необходимость. Сейчас идет обсуждение — каким тот запас должен быть, где его хранить, как учитывать. Чиновники предлагают достичь 61 дня потребления. Но не сразу, как многие подумали на рынке, а растянуть это 8 лет. На первом этапе предлагается закрепить всего 3% или 11-дневный запас (но не менее 2000 т). Считаю это правильным, потому что фактически его обычно и так все имеют, и это позволит на малых оборотах отработать отчетность.
По хранению. Враг бодрствует. Закачивать нефтебазы горючим не разумно, и это все понимают. Проектом закона предполагается разрешить хранить 50% своих запасов за границей. Кстати, на сегодняшний день это уже фактически делает "Укрзализныця" в Клайпеде (Литва), откуда она поставляет часть горючего для собственных нужд, и UPG, владеющая перевалочным терминалом в польском Щецине. То есть это, сынок, не фантастика – можно приобретать, создавать или арендовать мощности.
В Европе также практикуют "тикеты" - покупаешь не горючее, а опцию на его выдачу специализированным терминалом в случае необходимости.
Так что эксперт успокаивает, что все хорошо, горючее есть, на заправку с канистрами не спешим, потому что цена еще будет падать.
Относительно рецедивного дефицита из-за внезапных атак врага скажу так: в атаки верю, в дефицит — нет. Через год построена разветвленная и мощная система поставок, создан огромный флот бензовозов, заключены контракты и зацементированы маршруты. Остановить это невозможно.