Приравняет ли Нюрнберг 2.0 рашимз к нацизму
Создание специального уголовного суда или трибунала для наказания высшего российского руководства за преступление агрессии остается одним из принципиальных вопросов для Украины и международного сообщества.
В Центре противодействия дезинформации при СНБО Украины проанализировали приравняет ли Нюрнберг 2.0 рашимз к нацизму.
Пока финального решения о формате и принципах функционирования этого органа международного правосудия не принято, однако в журналистских кругах он получил название Нюрнберг 2.0 по аналогии с процессуальными действиями Нюрнбергского трибунала (20 ноября 1945 г. - 1 октября 1946 г.) над военными преступниками нацистской Германии.
Отсылка к Нюрнбергу, во-первых, обусловлена тем, что он стал единственным на сегодня местом проведения международного уголовного трибунала, где судили в частности за совершение преступления агрессии (тогда он назывался - преступление против мира).
Во-вторых, вооруженная агрессия рф - крупнейшая с 1945 года война в Европе и оправдано, чтобы правовое реагирование было похожим на то, которое международное сообщество осуществило после Второй мировой войны.
В-третьих, преступления, совершенные режимом путина в Украине, соответствуют всем признакам преступлений, осужденных на Нюрнбергском процессе. А потому юридическая процедура и механизмы этого процесса могут и должны быть использованы как основа будущего международного трибунала против рашистского путинского режима рф, который по сути идентичен нацистскому режиму гитлеровской Германии.
Практически все обвинения, которые были предъявлены на Нюрнбергском процессе нацистским преступникам, соответствуют составу преступлений, совершенных путиным и его окружением против Украины. В частности, лидеров гитлеровского режима судили за:
1. Соучастие в планировании и сговоре нацистской партии с целью совершения преступлений, масштабной агрессии на международном уровне;
2. Преступления против мира - планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны или войны вследствие нарушения международных соглашений и договоров;
3. Военные преступления - нарушение законов и обычаев войны, в т.ч. убийство и жестокое обращение в отношении гражданского населения оккупированной территории или военнопленных, разграбление государственного или частного имущества, бессмысленное разрушение городов и сел или их разорение, что не оправдывается военной необходимостью;
4. Преступления против человечности - убийство, истребление, порабощение, депортация и другие бесчеловечные акты, совершаемые против гражданского населения, или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам.
Как видим, фактическое отличие преступлений нацистского рейха Адольфа Гитлера и рашистского режима путина только в том, что первый был уничтожен международной коалицией, а вся правящая верхушка - осуждена, во втором же случае - это все еще впереди.
Поэтому подготовка и развязывание преступной агрессии против Украины стала отправной точкой для совершения против украинских граждан других военных преступлений. Кстати, именно начало и ведение агрессивной войны были главным преступлением на Нюрнбергском трибунале.
Определенные шаги для создания международной судебной структуры уже сделаны. В конце апреля 2022 года резолюцию в поддержку создания спецтрибунала приняла Парламентская ассамблея Совета Европы. А 19 мая 2022 года Европейский парламент принял резолюцию с призывом к ЕС поддержать создание специального трибунала и предоставить необходимые человеческие, бюджетные ресурсы, административную, следственную и логистическую поддержку. Символично, что к инициативе создания спецтрибунала для России присоединились бывший прокурор Нюрнбергского военного трибунала 102-летний Бенджамин Ференц и экс-президент Европейского суда по правам человека сэр Николас Братца. Главной юридической проблемой остается создание международного судебного органа, который имел бы юрисдикцию привлекать к ответственности за совершение преступления агрессии высших должностных лиц рф. Постоянно действующий Международный уголовный суд в Гааге хоть и выдал ордер на арест путина, полномочий заниматься расследованием преступления агрессии он не имеет. Из-за наличия у россии права вето, Совет Безопасности ООН не способен квалифицировать действия россии как агрессию и применить принудительные меры. Так же украинские национальные суды не могут открывать уголовные производства в отношении российского президента, главы правительства или министра иностранных дел, ведь все они пользуются персональными должностными иммунитетами.
Итак, ключевой характеристикой созданного трибунала должно стать наличие полномочий расследовать и преследовать за совершение преступления агрессии против Украины без персональных должностных иммунитетов, что наконец позволит доказать мировому сообществу тождественность носителей нацизма и рашизма. Выбор оптимального варианта и время создания трибунала зависит от политической воли международных партнеров и сроков победы Украины в войне.