«Пообесие» в Днепре: действительно ли город прошел 9 мая без провокаций

В Днепре 9 мая 2025 года прошло без открытых провокаций, но с молчаливым возвращением к риторике «победобеседания» через сообщения депутатов, священников и символические жесты городских властей.

Несмотря на полномасштабную войну, агрессию России и тысячи погибших украинцев, в 2025 году в Днепре снова активизировались публичные проявления советского ностальгического «победобеседания». На этот раз – без георгиевских лент и сорванных митингов, но с речами на русском языке, манипулятивными сообщениями чиновников и символическим возложением цветов. О том, как в Днепре прошло 9 мая, почему даже мирное чествование вызывает общественный диссонанс и при чем здесь депутат Бужанский и священник Московского патриархата – дальше в аналитике.

Поздравление от депутата Бужанского: русский язык и советский нарратив

Народный депутат от Днепра Максим Бужанский снова оказался в центре общественного внимания. В этом году 9 мая он опубликовал сообщение на русском языке, в котором поздравил с так называемым «Днем Победы». Его месседж был стилистически приближен к советскому, без упоминания о современной российско-украинской войне, оккупации Крыма, разрушен Мариуполь или украинских военных, ныне сдерживающих агрессора.

Анализ: Такая риторика работает не только как ностальгия по прошлому, но и как инструмент мягкой силы, когда в условиях войны с Россией украинский парламентарий позволяет себе публичное воспроизведение «русского мира». Бужанский давно позиционирует себя как противник дерусификации, и его сообщение на фоне тысяч погибших украинцев выглядит как дерзость.

Это также подчеркивает глубину раскола в украинском обществе, ведь даже после двух Майданов и начала войны в парламенте есть представители, которые не признают изменения ценностной парадигмы Украины.

Московский патриархат: священник, чей храм разрушила российская ракета, поздравляет с Днем Победы

Особенно иронично выглядит поздравление от протоиерея Дамиана (Единка) – настоятеля храма Первомученика Стефана, принадлежащего УПЦ Московского патриархата. Именно этот храм был поврежден во время ракетного удара по Кривому Рогу в феврале 2024 года.

Тогда священник рассказывал, что восстановить храм невозможно и прямо признавал: удар пришел от русской армии. Но уже 9 мая 2025 г. он публикует «поздравление с Днем Победы», которое напоминает не об освобождении Европы, а о советском культе милитаризма.

Анализ: Это классический пример когнитивного диссонанса, когда даже пострадавшие от действий агрессора продолжают жить в парадигме «большой пабеды». Такая риторика – не просто ностальгия, а политическая позиция, подрывающая общественное единство и рефлексирующая имперское прошлое вместо поддержки нынешней борьбы Украины.

Возложение цветов к памятникам: формальность или тихое сопротивление?

В Днепре, как и каждый год, часть горожан принесла цветы к памятникам Второй мировой войны. Многие делали это без политических лозунгов, с детьми, спокойно. Не было георгиевских лент, никаких манифестаций, но фотоотчеты в соцсетях вызвали эмоциональную волну: неужели ничего не изменилось?

Анализ: Возложение цветов само по себе не является актом поддержки России. Однако в условиях войны любое упоминание о 9 мая в советской стилистике приобретает гибридную окраску. Этот символизм используется Россией в пропаганде, где 9 мая стало культом агрессии, а не памяти.

В Днепре избежали конфликтов, и это – достижение общины. Но ползучее воспроизведение эстетики «совка» в культуре памяти требует более глубокого осмысления.

Цитата мэра Филатова: «Я – точка, объединяющая людей»

В этом году мэр Днепра Борис Филатов сделал символическое сообщение, в котором поделилось фото возложения цветов к монументу 9 мая. Он отметил, что, несмотря на все предыдущие годы — провокации, драки, баррикады, раскол — в этом году в городе удалось пройти день без эксцессов:

«И сегодня, в отличие от других городов Украины, мы прошли этот сложный день без провокаций, нарушений карантина, георгиевских лент и выяснений отношений…»

И дальше – эмоциональная кульминация:

«Ты – точка.

В миллионном городе тебя даже не видать.

Но делай то, что подсказывает сердце.

Я – точка. Точка, объединяющая людей».

Анализ: Филатов пытается позиционировать себя как модератор баланса, не допускающий раскола общины. Но его сообщение построено на двусмысленной риторике: с одной стороны, он против радикалов и раскола, с другой — не осуждает открыто проявления «перебои». В мирное время это была бы просто медиативная позиция, но в условиях войны это может выглядеть как игра на две аудитории.

«Победа» 2025: мимикрия под нормальность

Тем не менее, 9 мая в Днепре в этом году прошло тихо. Но именно эта тишина – тревожная. Открытое празднование «победы в Великой Отечественной» уже не ко времени, поэтому его мимикруют под память, используя цветы, воспоминания, цитаты, не вызывающие протеста. Это гибридная форма пропаганды, когда вместо радикальных пророссийских маршей мы получаем мягкое воспроизведение «русского духа».

Что мы видим:

  • депутат в парламенте продвигает российскую риторику;

  • священник, чей храм разрушен русской ракетой, далее прославляет победу советского народа;

  • мэр балансирует между «не конфликтовать» и «не становиться ни на одну сторону»;

  • общество остается разделенным — одни молчат, другие пишут в Facebook, но голоса полного понимания: «это уже не наш праздник» — еще не слышно.

«Подобое время» в Днепре 2025 года изменило форму, но не изменило сути. Это не о победе над нацизмом — это о том, что в обществе до сих пор существует раскол в памяти, разделение ценностей и нежелание части элит четко артикулировать свою позицию.

Украина платит слишком высокую цену за свою свободу, чтобы разрешать ностальгии по Советскому Союзу восстанавливаться в любой форме.