Православные Днепропетровска готовятся к Великому посту
Подготовка к Великому посту начинается с Недели о мытаре и фарисее.
Как сообщается на сайте "Православие в Украине", с этого дня в храмах за богослужениями читаются песнопения из Постной Триоди.
В воскресенье, предшествующее этой неделе, на литургии читается Евангелие от Луки, зачало 89 (Лк. 18:9-14) — притча о мытаре и фарисее, откуда и берётся название этого дня (на церковно-славянском «неделя» это воскресение).
В притче рассказывается о двух людях, вошедших в храм. Один из них был ревностным фарисеем, тщательно выполнявшим предписания закона Моисея; войдя в храм, фарисей перечислял свои внешние добродетели, а в конце молитвы в мыслях унизил стоящего рядом мытаря. А другой вошедший был мытарем, то есть сборщиком дани для римского императора. Мытари очень часто злоупотребляли своим положением и брали лишнее, обижая иудеев (например, Закхей мытарь); поэтому среди иудеев мытари слыли как корыстные и грешные люди. Мытарь не смел поднять голову, а бил себя в грудь и приносил искреннее, сердечное покаяние, читая собственную молитву: «Бо́же, ми́лостив бу́ди мне гре́шному».
В конце притчи говорится, что молитва мытаря была более угодна Богу, и он вышел из храма более оправданным, чем возвышающий сам себя фарисей.
На православном богослужении в этот день, начиная с вечерни, поют песнопения — стихиры, а на утрени поют канон и хвалительные стихиры, связанные с притчей о мытаре и фарисее, проводя аналогии с людьми, говоря о том, что одни из них праведные в поступках, но склоны к гордому фарисейству; а другие грешны в образе жизни, но смирены и склоны к искреннему — мытаре́ву покаянию.
Через богослужебные тексты церковь учит, что для спасения недостаточно одних собственных, праведных внешних поступков (хотя они, безусловно, необходимы), но для каждого человека необходимо искреннее смирение, покаяние и любовь к ближнему, хотя бы и грешному человеку.
С понедельника, 2 февраля, началась сплошная седмица — во все дни, включая среду и пятницу мирянам можно есть всё, включая мясо, яйца, сыр и рыбу, а монахам всё, кроме мяса.