Предлагаем вашему вниманию вторую часть интервью с председателем Днепропетровской облгосадминистрации Валентином Резниченко. Первую часть – читайте здесь.
Журналисты Zabeba.Li расспросили Валентина Резниченко о социальной сфере и дорогах.
Об объединении громадОбъединение громад необходимо. Но процесс этот идет сложно. Люди плохо понимают смысл этой реформы, поэтому каждый раз на приемах приходится на пальцах объяснять ее суть. Психологически опасения людей понятны: любые изменения настораживают, это всегда определенный стресс для людей. Но объединение громад – даст ощутимый экономический эффект. Объединившись, громады будут нести меньше издержек. Например, на тот же управленческий аппарат. Освободятся значительные средства, которые громада может направить туда, куда посчитает нужным: на школу, больницу, дорогу… Распорядитель этих средств – не областная власть, а люди на местах.
Поэтому стараемся убеждать, рассказывать, как это работает. Всего в Днепропетровской области – более 300 общин. Оптимальное количество для региона — 91. На сегодняшний день уже объединились 15 общин. Когда на этом примере люди увидят реальный результат, они поймут, какие возможности это перед ними открывает.
О закрытии малокомплектных школЗатраты на обучение одного ученика в городе Днепропетровске – 8 тысяч гривен в год. А в сельском районе, где учится меньше всего учеников, – 28 тысяч гривен. При этом мы понимаем, что есть большая разница в качестве обучения. Вряд ли в село удастся привлечь преподавателя высокой квалификации…
Ко мне на личный прием в Межевой пришла директор школы и говорит: наша школа была построена в 1957-ом году и с тех пор ни разу не ремонтировалась, выделите на ее реконструкцию 21 миллион грн. При этом нужно понимать, что школа, которая изначально была рассчитана на 600 человек, сегодня в состоянии принять максимум 400, а по факту в ней учится 240 учеников. И точно такая же ситуация может быть в другой школе, которая находится от нее в 15 км. Поэтому было бы разумно не тратить по 21 миллиону на каждую недоукомплектованную школу, а купить несколько школьных автобусов по 2 миллиона гривен, чтобы подвозили учеников из разных сел, отремонтировать школьный спортзал и столовую…. А оставшиеся деньги направить на модернизацию наполненных школ. С этой логикой трудно не согласиться. Но экономические аргументы не всегда воспринимаются там, где включается «человеческий фактор».
О школьных автобусахШкольные автобусы у нас однозначно будут. Планируем 36 штук. Тендер уже объявлен. Правда, реальных поставщиков автобусов оказалось всего два и оба приняли участие в тендере.
Придется немного потерпеть и перевозить детей на старых автобусах
Раскрытие по тендеру будет в конце октября. Поэтому до 20 ноября новые автобусы будут в наличии. Но до этого времени придется немного потерпеть и перевозить детей на старых.
О медреформеМедреформу у нас в свое время, к огромному сожалению, похоронили. Сначала закрыли больницы в селах и сказали: всех больных будем возить в Днепропетровск. В результате в городских медицинских учреждениях лечатся люди из сел, а финансирует их по–прежнему громада Днепропетровска.
Это системная проблема. Ее можно решить, если парламент примет закон, который предложил Квиташвили. Сейчас государство направляет в регионы деньги через министерство, а дальше на эти деньги закупаются препараты, оборудование и т.д. Но гораздо эффективней, если оно будет давать деньги напрямую — конкретной больнице, конкретному пациенту, а я, как руководитель региона, не буду больше заниматься закупкой лекарств. Это правильный подход. Потому что сегодня происходит следующее. Допустим, пациенту нужно какое-то определенное лекарство. Но чиновник говорит: а мы уже закупили другой препарат – поэтому пользуйтесь тем, что есть.
Решения о том, чем и как лечиться должны принимать врач и пациент. Соответственно, нужно дать им эту возможность. Такая реформа уже проведена в Грузии. В ней использованы элементы страховой медицины, пациент получает целевую субсидию и покупает нужное лекарство.
К сожалению, я пока не вижу предпосылок к тому, что предложенный Квиташвили закон будет принят в Верховной Раде.
О мобилизацииДнепропетровская область на 100% выполнила планы всех предыдущих волн мобилизации – с первой по пятую. План шестой волны — на 80%. Но, честно говоря, в Министерстве обороны с планом перегнули. Лично мне зачастую не понятно, чем обосновываются те или иные плановые показатели. Например, план по 6-ой волне Днепропетровской области спустили больше, чем по 5-ой. Почему? Чем руководствовались?
На 4-ю волну план был больше 4 тысяч, на 5-ую — чуть больше 2 тысяч человек. Это логично. Почему же на 6-ю – больше 3 тысяч человек? Ведь понятно, что после всех волн мобилизации нам столько людей не набрать… И вопрос: почему другие, сопоставимые по населению с Днепропетровской, области получили гораздо меньший план?
О субсидияхЗдесь с планированием тоже происходит много странного. Харьковская область по населению существенно больше, чем Днепропетровская. У них, согласно плану, субсидии должны получить чуть больше 300 тысяч человек, а для Днепропетровской области план – 439 тысяч человек. Ну, нет в области 439 тысяч человек, которым можно выделить субсидии — физически нет!
Если помните, я пробовал доказывать, приводил аргументы. И чем все закончилось? На совещании в Кабмине сказали: «Будете спорить, Валентин Михайлович, мы вам еще добавим». Я ответил: «Делайте, что хотите».
Это, по-моему, вообще как-то противоестественно звучит: план по субсидиям! Какой здесь может быть план? Я сделаю по максимуму, столько в принципе возможно сделать. По нашим оценкам – это примерно 300-330 тысяч субсидий. На вчерашний день оформлено уже 284 тысячи, это 65% от плана. Но ведь изначально понятно, что 439 тысяч мы не сделаем. Кому нужна эта профанация?
О маршруткахМаршрутки на сегодняшний день – это бизнес, который в достаточно большой степени находится «в тени». Мне постоянно пытаются рассказывать, что «маршрутчики» кому-то платят, что их кто-то крышует…. Мне вообще не интересно в этом всем разбираться. Все очень просто: есть договор, но ни один из перевозчиков этот договор не выполняет. Нам все равно, кто будет эти перевозки выполнять, «Севертранс» или кто-то другой. Но правила установлены для того, чтобы их выполнять. Я хочу чтобы все поняли – соблюдать правила дешевле и безопасней. У компании перевозчика 300 маршруток, но она решила сэкономить на аптечках стоимостью в 100 гривен каждая. И в итоге была оштрафована на 50 тысяч гривен.
За некоторые вещи нужно было бы оштрафовать их на миллион. Но по закону я не могу этого сделать. Мы не ожидаем от «маршрутчиков» взяток и не собираемся вникать в их схемы. Мы требуем одного – соблюдения установленных законов и правил. Поэтому будем штрафовать и «бить по карману» столько, сколько будет нужно. Один раз, второй, а если не дойдет — разорвем договор.
Мы хотим, чтобы людям был обеспечен комфортный и безопасный проезд согласно заключенному договору. А к нам пытаются зайти то «сверху», то «сбоку», через народных депутатов и других уважаемых людей. Они привыкли к тому, что легче положить деньги в карман чиновнику, чем честно выполнить условия договора.
Они привыкли к тому, чтобы положить деньги в карман чиновникуХотите помочь деньгами, не мне – области, пожалуйста! Соберите по 200 гривен с маршрутки перечислите в благотворительный фонд. Сегодня в днепропетровских больницах лежат раненые, на которых государство денег не выделяет. Наша область потратила уже больше 23 миллионов гривен, но все равно денег постоянно не хватает: и на питание, и на медикаменты… Недавно я беседовал с журналисткой Ларисой Токарь, и во время интервью дал слово: Валентин Резниченко как волонтер будет перечислять по 10 тысяч гривен ежемесячно в фонд 6-ой горбольницы. Мы не можем сегодня отказаться от волонтерской помощи. Потому что лечить больных нужно сейчас, а Министерство обороны не торопится заключить с нами договор и платить за тех раненных в зоне АТО, которых мы лечим в гражданских больницах.
Есть лишние деньги – потрать их не на взятку, а на помощь раненным.
О дорогахС дорогами у нас все плохо – это видят все. Мы жестко взялись за наведение порядка в этой сфере. Провели проверку, милиция завела уголовное дело. Руководитель «Облавтодора» Костюченко сразу же ушел в отпуск и сбежал из города. Уголовные дела открыты, понятно, что их будут искусственно затягивать, чтобы виновные не понесли наказания. Коррупция в этой сфере – большая проблема, поэтому в идеальном состоянии дороги области будут не скоро.
Тем не менее, здесь есть и определенные успехи. Например, за средства областного бюджета капитально делается дорога на улице Рабочей в Днепропетровске.
Хотели в этом году провести внеплановый капитальный ремонт дорог из областного центра на Кривой Рог и Никополь. Средства на это должен был выделить «Укравтодор», но пока того, что есть, хватит лишь на ямочный ремонт.
У меня есть еще и личный стимул, чтобы навести порядок на дорогахЧасто интересуются моим личным парком автомобилей. Я не делаю из этого тайну. Мой серый Lexus и мой Rangе Rover – их все видят. Я практически не использую автомобили администрации. За мной закреплен служебный автомобиль 2004 года выпуска с пробегом за 400 тыс. км. Но я пользуюсь им в очень редких случаях, когда мои личные автомобили находятся в ремонте. Я много езжу по области, и они просто не выдерживают этих дорог. Так что будем считать, что у меня есть еще и личный стимул, чтобы навести здесь порядок.