
Что означает начало скрининга украинского законодательства Евросоюзом

25 января 2024 года украинская делегация во главе с вице-премьер-министром О. Стефанишиной приняла участие в учредительной встрече в Брюсселе по началу т.н. процедуры скрининга. ЕС на заседании представляли генеральный директор Директората Европейской комиссии по вопросам политики соседства и переговоров по расширению (DG NEAR) Г. Купман и директор по делам отношений с Украиной А. Ярош-Фриз.
В Центре противодействия дезинформации при СНБО Украины проанализировали, что означает начало скрининга украинского законодательства Евросоюзом.
Указанная официальная процедура - это анализ адаптации законодательства Украины на соответствие праву Европейского Союза в контексте решения Европейского совета от 14 декабря 2023 года о начале переговоров с Украиной о членстве в ЕС и результатов договоренностей Президента Украины В. Зеленского с Президентом Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен. Участники встречи обсудили подходы к формированию переговорных команд, подготовку переговорной рамки ЕС и переговорной позиции Украины, проведение первой межправительственной конференции и календарь взаимодействия на ближайшие месяцы. Во время заседания европейская сторона представила особенности и этапы проведения официального скрининга, а Украина - свое видение национальной переговорной архитектуры.
Что это означает для Украины?
Во-первых, процедура скрининга законодательства Украины на соответствие законодательству ЕС является обязательной для фактического начала переговорного процесса по вступлению страны-кандидата в ЕС. Результаты оценки украинского законодательства на его соответствие высоким стандартам правовой системы Европейского Союза (Acquis communautaire) предшествуют официальному началу переговоров о вступлении. Поэтому до начала непосредственных предвступительных переговоров Украина должна сформировать дорожные карты в сферах верховенства права, свободы движения лиц (юстиция, свобода, безопасность) и реформы государственного управления. В рамках этого процесса ЕС сформировал график встреч представителей украинских министерств и Еврокомиссии. По результатам скрининга Еврокомиссия представит Совету ЕС проект рамочных условий для переговоров с Украиной о членстве, что станет основанием для их начала.
Во-вторых, важно, что Украина еще до получения официального решения Евросовета провела самоскрининг, который позволил определить состояние адаптации украинского законодательства к европейскому. К проведению селф-скрининга было привлечено более 80 органов государственной власти и государственных учреждений по 34 переговорным разделам. В течение двух месяцев органы государственной власти проработали примерно 28 тысяч актов права ЕС и по результатам подготовили 34 отчета с результатами гармонизации национального законодательства с правом ЕС.
В то же время в ходе подготовки к официальному скринингу украинской стороной были разработаны проекты нормативно-правовых актов, которые должны быть приняты в рамках переговорного процесса и приняты соответствующие законопроекты для их имплементации в Верховной Раде. 8 ноября 2023 года Президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сообщила, что Украина выполнила более 90% реформ в рамках семи рекомендаций, в частности по реформе Конституционного Суда, продолжение судебной реформы, антикоррупционных мер и борьбы с отмыванием средств, воплощение антиолигархического закона, согласование аудиовизуального законодательства с европейским и изменение законодательства о нацменьшинствах.
Поэтому, результаты независимой оценки выполнения Украиной "домашнего задания" по завершению реализации рекомендаций со стороны Генерального директората Европейской комиссии по вопросам политики соседства и переговоров по расширению будут иметь решающее значение для начала непосредственных переговоров по присоединению Украины к ЕС. Как отметила вице-премьер по европейской и евроатлантической интеграции О. Стефанишина, "украинская сторона имеет все необходимые возможности, чтобы динамично двигаться вперед", а украинские институции мобилизованы и готовы к активной совместной работе.
В-третьих, важным фактором в пользу успешного прохождения скрининга является то, что решение Европейского совета о начале переговоров с Украиной о вступлении в ЕС от 14 декабря не содержит никаких дополнительных условий. Поэтому процесс скрининга начнется немедленно с создания группы, которая будет рассматривать различные дисциплины и охватывать анализ соответствия национального законодательства действующему законодательству ЕС, разделенному на 33 главы и шесть кластеров.
Таким образом, начало работы по проведению Европейской комиссией аналитической проверки украинского законодательства на соответствие правовым стандартам ЕС является первым фундаментальным шагом по присоединению Украины к ЕС и должно дать импульс для непосредственных переговоров по этому поводу.