ОСМД в Днепропетровске: плюсы и подводные камни
В последнее время мы слишком часто слышим эту аббревиатуру. Кто-то говорит, что нужно срочно создавать ОСМД, кто-то уверяет в том, что это очередная ловушка... Что же делать с таинственным ОСМД? И что это вообще такое?
Эксперты говорят о том, что объединение самих жильцов будет намного честнее справляться с управлением домом, чем это делают представители ЖЭКа или частных фирм.
Объединение совладельцев многоквартирного дома (ОСББ/ОСМД)– неприбыльное юридическое лицо, которое создано собственниками жилых, а так же нежилых помещений дома для совместного распоряжения, управления и содержания своего дома и придомовой территории. Иными словами ОСМД/ОСББ создается на основе прав общей/совместной собственности, лиш представляет совладельцев недвижимости для решения – кто или какая организация будет обслуживать дом, какую квартплату установить, кто будет арендовать нежилые помещения и прочие насущные вопросы.
"В 2011 году в области было создано 204 ОСББ, в 2012 - 116 ОСББ, 2013 - 55 ОСББ, 2014 - 22 ОСББ, - говорит Наталья Мрошниченко, начальник отдела по вопросам реформирования ЖКХ ОГА. - То есть интерес населения к тому, чтобы самостоятельно влиять на благосостояние собственного дома упал за последние несколько лет. Поэтому появится новый закон, который, возможно, даст новые преимущества жильцам, создающим ОСББ".
Плюсы
Объединение совладельцев ОСМД, ОСББ, ТСББ, или как его называют в Европе, кондоминиум, дает жильцам целый ряд дополнительных преимуществ:
Совладельцы дома через ОСМД самостоятельно формируют свой бюджет, определяют взносы на содержание дома, штатное расписание, персональний состав правлення и сотрудников, самостоятельно определяют подрядчиков (вывоз мусора, дезинсекция и пр.) и условия работы с ними, имеют реальную возможность влияния на качество оказываемых ими услуг, самостоятельно определяют очередность работ по текущему ремонту дома.
В случае создания ОСМД существенно повышается заинтересованность, ответственность и, как следствие, зффективность управлення общей собственностью, улучшается жилищно-коммунальное обслуживание.
Бывший собственник обязан принять участие в первом после приватиза-ции капитальном ремонте дома - создание ОСМД «привлекает» из местного и государственного бюджетов средства на капитальный ремонт дома.
В лице ОСМД у совладельцев дома появляется полноценный представитель их интересов, как перед органами власти, так и перед коммунальными службами и другими юридическими лицами.
Только ОСМД гарантированно может получить придомовую террито-рию в собственность, либо в пользование. Общество дает возможность избежать проблеми, которая сегодня является актуальной для множества горожан - сооружения на придомовой территории дополнительных строєний, так называемого уплотнения застройки.
С помощью ОСМД можно обеспечить привлечение дополнительного дохода на содержание дома из источников, которые ранее не использовались, или же «работали» на ЖЗК. К этим источникам относится аренда подвалов, в том числе операторами телефонной, телевизионной и интернет-связи, парковка во дворе и пр.
Создание ОСМД, где жилой фонд новый, имеет ряд преимуществ перед теми ОСМД, где дома сталинских построек, коммуникации ветхие, прогнившие.
Соответственно на их содержание и ремонт тратятся огромные деньги.
"Один из плюсов ОСББ - это то, что государство погасит 40% кредита, который возьмёт любое ОСББ на материалы для ремонта собственного дома, - комментирует лидер общественной организации «Коммунальный контроль» Анжелика Пилипенко. - Главное, чтобы вашим ОСББ руководил чловек из вашего же объединения. Пускать к управлению чужих людей чревато последствиями. Уголовные дела, которые открыты в этом году, наглядно это демонстрируют".
ОСББ в Днепропетровске: плюсы и подводные камни (фото) - фото 2
Минусы
Дом, его инфраструктура, придомовая территория перестают быть объектом интересов и капиталовложений со стороны местной власти. Течет ли у вас крыша, пришла в негодность детская площадка или внутридомовые трубы — денег на их ремонт из городского бюджета вы не дождетесь.
Хотите потерять жилье через три-пять лет — создавайте ОСМД.
Многие выражают озабоченность тем, что объединение быстро задолжает "ОблЭнерго" и "Водоканалу", что может даже привести к потере ими своего жилья. Действительно, попадание в крупные долги (в десятки и сотни тысяч гривен) к коммунальным монополистам, распространенное явление для ОСМД, взявших свои дома на баланс, — из-за разницы тарифов для населения и коммунальных предприятий, и некоторых "маленьких хитростей", используемых при расчетах монополистами. Жэкам органы местной власти эту разницу возмещают, а ОСМД — не спешат, хотя по закону и обязаны. ОСМД судятся с монополистами, что-то "отвоевывают", но в принципе это проблему не решает. С другой стороны, долги ОСМД — как организации — не являются долгами конкретного ее члена, поэтому и привести к потере им квартиры не могут. Есть ОСМД, на которых крупные долги висят годами, и это никак на жизни жильцов дома не отражается.
При создании ОСМДнужно брать в расчет и тот факт, что в любом доме от 10 до 20 % жильцов не являются, скажем так, «добросовестными плательщиками» даже квартирной платы, и работа с ними будет постоянной головной болью правления, а для других жильцов выльется в ухудшение качества жилищно-коммунальных услуг. И для борьбы с неплательщиками уже в уставе можно и нужно закладывать норму о том, что, например, при неоплате полученных услуг в течение месяца, неплательщик без суда, предупреждений и прочей волокиты должен быть отключен от воды, света и прочих благ цивилизации. Слово «должен» выделено не зря, именно такая формулировка исключает возможность неких частных договоренностей неплательщика с правлением ОСББ. Такое безоговорочное отключение является реально действенным инструментом, проверено на практике.
К сожалению, никоим образом не повлияет создание ОСББ на качество и стоимость услуг, оказываемых местными монополистами: газо- и электропоставщиками, водоканалами, службами эксплуатации лифтов и т.д. В некоторых случаях их качество может ухудшиться, а стоимость вырасти. Ведь коммунальному ЖЭКу, порождению порочной совково-капиталистической системы жилищного хозяйства, всегда легче договориться с таким же полукоммунальным, к примеру, водоканалом, чем отдельно взятому ОСББ (пусть простят читатели излишнюю эмоциональность этой фразы, наболело!). Известны случаи, когда к руководителям вновь созданных ОСББ являлись представители поставщиков электричества, воды и тепла с требованием срочно заменить измерительное оборудование, переоснастить электрощитовую и т.д. В противном случае угрожая прекратить оказание соответствующих услуг. Договариваться можно по-разному, официально и не очень, однако все это ведет к удорожанию обслуживания дома. А местная власть редко в таких случаях «заступается» за ОСББ, в отличие от коммунальных домов.
Остро стоит проблема создания и функционирования ОСББ в небольших, на 10 — 40 квартир, домах. Ведь их бюджета не хватит для того, чтобы содержать весь положенный штат: председателя правления, бухгалтера, дворника, слесаря и т.д. Или же придется искать часть сотрудников на условиях работы по совместительству, что тоже не просто. Зачастую роль главы такой организации исполняет кто-то из местных энтузиастов на общественных началах, полностью или практически бесплатно. Найдется ли в вашем доме такой бескорыстный энтузиаст? Сомнительно. Зато известны случаи нечистых на руку председателей ОСББ, пополняющих за счет жильцов свой личный бюджет. В итоге, иной раз дело может дойти и до отключения всего дома от воды или электричества. И это, опять же, при молчаливом неучастии местной власти. Конечно, в случаях такого воровства можно и нужно подавать заявления в милицию, прокуратуру, но до взыскания средств с горе-председателя дом может быть отключенным от подачи жилищно-коммунальных услуг. Или же жильцам придется проводить дополнительный сбор денег для погашения создавшейся задолженности.
Важно
Совладельцами дома как с ОСМД/ОСББ, так и без ОСМД/ОСББ были и остаются собственники недвижимости: квартир и нежилых помещений, если конечно право собственности на недвижимость не передано собственниками ОСМД/ОСББ в установленном законом Украины порядке.
По форме организации объединения совладельцев крайне близки к известным еще с советских времен жилищно-строительным кооперативам.
Регламентируют деятельность ОСМД/ОСББ:
- статья 385 Гражданского кодекса Украины;
- специализированный для кондоминиумов Закон Украины «Об объединениях совладельцев многоквартирного дома»;
- постановление КМУ от 11.10.2002. № 1521 «О реализации Закона Украины "Об объединениях совладельцев многоквартирного дома»;
- приказ Госжилкоммунхоза Украины от 27.08.2003. № 141 «Об утверждении Типового устава объединения совладельцев многоквартирного дома и Типового договора отношений собственников жилых и нежилых помещений и управителя».
Создавать ОСББ/ОСМД или домком - зависит от задач, которые владельцы помещений и квартир ставят перед собой. В том случае, если речь идет о простом контроле за ЖЭКом, достаточно даже легализированного путем уведомления обычного домового комитета. Но общественный контроль – только контроль, и ни коим образом не является эффективным управлением своей собственностью.
ОСМД/ОСББ в отличие от такого домового комитета само решает – как собственникам обслуживать дом, куда тратить деньги, а это дает значительно более дешевое и качественное содержание своего дома. Однако одновременно появляется и полная ответственность за дом, и свалить ее на кого-то уже и не удастся.
Но если Вы еще не готовы взять на себя таковую ответственность, то советуем подготовиться к этому заранее, организовать домовой комитет, а в рамках этого объединения Вы всем домом «потренируетесь» общению с ЖЭКом, другими исполнителями услуг, ну а самое главное - это Вы научитесь коллективно принимать необходимые решения в интересах Вашего дома.