Звезда по имени Цой: поклонники певца до сих пор верят, что он жив
25 лет... Это не так уж и много, если задуматься. Тем не менее, за это время успело вырасти новое поколение, которое воспринимает Цоя, как часть прошлого. Сегодня "Звезде по имени Солнце" могло исполниться 53 года. Некоторые до сих пор верят, что певец жив. В любом случае в нашей памяти Цой так и остался бунтарём, Моро из фильма "Игла" и самобытным музыкантом. 25 лет назад звезда по имени Цой не погасла, а рассыпалась по небу тысячами новых светил.
В Днепропетровске есть стена c портретом Цоя и строчкой из песни "Знаешь, каждую ночь..."
Знаешь, каждую ночь я вижу во сне море. Знаешь, каждую ночь я слышу во сне песню. Знаешь, каждую ночь я вижу во сне берег. Знаешь, каждую ночь... Мы приходим домой к себе, Люди ходят из дома в дом, Мы сидим у окна вдвоем, Хочешь, я расскажу тебе...
Хотя отрывков из других песен там там тоже немало. Да и фраза "Цой жив!" встречается с десяток раз.
Виктор Цой родился в роддоме Московского района Ленинграда (м. Парк Победы, улица Кузнецовская, д. 25) в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Гусевой[1] (8 января 1937 — 28 ноября 2009) и инженера корейского происхождения Роберта Максимовича Цоя (род. 5 мая 1938). Единственный ребёнок в семье.
«В детстве меня дразнили "японцем", - вспоминал Цой, - и я очень обижался. Сейчас мне в голову не придет выяснять, кто по национальности мои друзья. Есть среди них русские, украинцы, евреи, армяне… Но это не мешает нам общаться. Я думаю, вести такой учет просто глупо. Люди не делятся на хороших немцев и плохих французов».
2. Виктор Цой не выносил вида крови. В 83-м он пытался откосить от армии в знаменитой питерской психиатрической больнице на реке Пряжке.
(о психбольнице) «Очень в армию не хотелось идти, - рассказывал Виктор. - Как-то не вовремя это было. И настроение не то… В психушке было веселее».
«Там нужно было под МДП закосить, маниакально-депрессивный психоз. Порезать вены и так далее, — вспоминает экс-гитарист «Кино» Юрий Каспарян. — С этим брали. У них там как-то было налажено со знакомыми, что его возьмут, но вены все равно нужно было резать. А Цой терпеть не мог крови. Палец колоть — это уже была проблема, тем более, что человек на гитаре играл. А тут — вены резать себе!... В общем, вызвали они скорую, приехали врачи, а Цой сидит такой розовый, на руках царапины какие-то маленькие. Ну, забрали все равно!».
3. По словам практически всех, кто знал его лично, Цой не был ни заносчивым, ни шумным, ни, тем более, агрессивным человеком. Что не мешало ему фанатеть от Брюса Ли, десятки раз пересматривать «Выход дракона», копировать движения, позы и даже выражение лица своего кумира.
4. Цой был очень стеснительным. «И по части женщин, и вообще, — вспоминает близкий друг Виктора и первый гитарист «Кино» Алексей Рыбин в интервью «Московскому Комсомольцу». — Но это опять идет от советского бытия: Витю унижали из-за его национальности. Каких мы только фраз у пивнушек в его адрес не наслушались! Конечно, это его сделало закрытым. Его в школе дразнили, потом гопники к нам на улице приставали».
5. В 1986-м, несмотря на чернобыльскую катастрофу, группа «Кино» приехала в Киев – сниматься в фильме «Конец каникул» — дипломной работе молодого режиссера Сергея Лысенко. Принято считать, что этот фильм запустил кинокарьеру Цоя, хотя «приближенные источники» утверждают, что тот был изрядно удручен тем, что «фильм получился таким говном».
7. Цой любил рисовать. Его друзья говорят, что это были гротескные изображения, которые были близки к фэнтези и мультфильмам.
8. На знаменитой «Камчатке» Цой стал высококлассным кочегаром. Но многие друзья говорят, что он не был таким уж трудоголиком.
Из воспоминаний того же Рыбина: «Витька был страшный лентяй! Как и все мы. Просто написание песен не было для него трудом. Он этим между делом занимался. А вообще любимое времяпровождение Цоя было лежать на диване. Помню, я прихожу, а он, задрав ноги, с «Беломором» в зубах книжку читает».
9. Виктора Цоя интересовала российская эстрада. Он знал наизусть несколько песен Михаила Боярского и однажды ходил в СКК на концерт Валерия Леонтьева.
Из воспоминаний Цоя: «Знакомство с ним (Борисом Гребенщиковым) — это вообще мистика. Ехали вместе в электричке… Кажется, в электричке. Он услышал, как я пою, и сам подошел, предложил помощь. Если бы я не знал БГ, не слышал о нем, то, наверное, испугался бы такого напора. Мне было тогда лет 17. Было у меня песни три написано, в общем, только-только начинал. И мы встретились в ресторане, на каком-то дне рождения. Там я спел "Мои друзья". Познакомились, но довольно долго не встречались. Потом был концерт «Аквариума» в университете, на обратном пути в электричке я попел еще несколько песен. Потом опять какой-то день рождения, и тут разговор — добрые слова Бориса, обещания помочь нам…»
10. Рассказывает Анатолий Соколков, начальник той самой «Камчатки»:
«Он говорил про себя: «Я загадочный восточный мужчина». Песня «Камчатка» была написана гораздо раньше, чем Цой сюда попал. Писал он чисто фонетический текст, слово понравилось. Когда он устроился работать, все сошлось воедино».
11. Песню «Спокойная ночь» Цой написал в Киеве. С десятого этажа гостиницы «Славутич» открывался красивый вид на город — говорят, этот пейзаж и настроение, царившее в Киеве, как раз и вдохновили Цоя на строчки «Я ждал это время, и вот это время пришло. / Те, кто молчал, перестали молчать. / Те, кому нечего ждать, садятся в седло, / их не догнать, уже не догнать».
12. Есть версия, согласно которой слово «Асса» сделал эдаким поп-культурным символом не Соловьев и не Гребенщиков, а именно Цой. Один из первых саунд-продюсеров на территории СССР — Андрей Тропило — вспоминает, что «по его мнению, главный тезис советской культуры вообще и различных молодежных деяний в частности должен выражаться словом «АССА!».
«"Асса"… Нормальный фильм, - говорил Цой. - Весело было работать — хорошая компания подобралась. Он мог быть еще лучше, если бы был покороче. На мой взгляд, он затянут. Движения не хватает».
«Когда записывали «Ночь» или «Начальника Камчатки», общение было очень затруднительно. Почему? Постоянное ощущение дурдома. Ты что-то делаешь с одним исполнителем, а в это время другие, в том числе и Цой и Каспарян, непрерывно двигаются, подскакивают, демонстрируют друг другу приемы каратэ. Они все время махали руками. А когда у тебя над головой непрерывно машут руками, это довольно неприятно. У меня это слово «асса» было постоянно за спиной. Они непрерывно это «асса» друг другу демонстрировали. Удар в челюсть ногой или что-нибудь еще».
13. Биографы любят подчеркивать, что неоспоримо любимым цветом Цоя был черный, но это не совсем так. Этот цвет преобладал в сценических костюмах, в жизни же Виктор Цой любил одеваться ярко и обожал желтый цвет (на Востоке — символ вечности). Любимые цветы Цоя — желтые розы.
«Я не хочу устраивать цирк, я хочу, чтобы люди слушали музыку и забыли, откуда я — из СССР или из Канады».
14. Виктор Цой и группа «Кино» успели дать четыре концерта на Западе: в Дании, Италии и два раза во Франции.