«По себе знаю: педагог - это диагноз», - директор департамента образования Днепропетровщины Александр Демчик
Минувший год стал для Днепропетровской области годом инноваций в образовательной сфере. Открытие детских садиков, поставка в сельские школы медоборудования и компьютерных систем. Новые школьные автобусы. Студенческий бал и Стратегия развития молодежи - вот то немногое, где наша область смогла добиться успеха. Не смотря даже на определенные финансовые сложности, почти все задуманное удалось осуществить.
Чем можно гордиться в образовательной сфере уже сегодня, а где еще работать и работать, мы и решили узнать у директора департамента образования и науки Днепропетровской облгосадминистрации Александра Демчика.
- Положа руку на сердце, результатами прошедшего года довольны?
- Был реализован ряд инициатив, которых не было в прошлые годы. Они были достаточно существенны и заметны. По инициативе губернатора Дмитрия Колесникова 874 школы были оснащены новым медоборудованием. Для этого из областного бюджета было выделено около 8 млн грн. Этот проект является весьма существенным особенно для сельских школ. Я считаю это одним из характерных результатов прошлого года. Также, в 2013 году втрое возросла численность слушателей Малой академии наук. Кроме того, в прошлом году по результатам регионального конкурса «Молодые ученые – Днепропетровщине» 20 молодых научных деятелей получили гранты от 30 до 50 тыс. грн. Кроме того, было создано более 2,1 тыс. дополнительных мест для детей в детских садах. Это очень неплохой результат.
- Из того, что планировалось, что не получилось вообще, а что по каким-то причинам перенеслось на 2014 год?
- Фактически, достаточно неплохая результативность была в прошлом году. Я думаю, что мы на 97% выполнили поставленные задачи за прошлый год. Конечно, есть проекты, которые перенеслись уже на 2014. Это абсолютно новый проект для Украины, который мы «подсмотрели» в европейских странах. Проект называется «Study in Dnipropetrovsk Region». Он направлен на то, чтобы показать иностранным студентам привлекательную сторону нашего высшего образования, привлечь их сюда. Это такой достаточно емкий рекламный портал высшей школы региона на нескольких языках: украинский, русский, английский и французский
- В прошлом году в ряде СМИ время от времени появлялись публикации о плохом оснащении сельских школ. В частности, и наш сайт писал об «убитом» школьном автобусе в Криничанском районе. Как вы прокомментируете подобную ситуацию: голотяпство местных чиновников или существенный недостаток средств?
- Сначала расскажу о ситуации в целом. Есть сельские школы и все знают их оснащение. Тем не менее, в последние годы они получают компьютерную технику, автобусы и медоборудование. В 2012 году 130 школ нашей области получили более 2 тыс. компьютерных комплексов. Вернемся к программе «Школьный автобус». Например, 10 лет назад представить себе, что учеников сельских школ будут подвозить на учебу на автобусах, было, наверное, сложно. Но ситуация меняется, времена меняются, повышается мобильность. Теперь в области функционируют 322 автобуса, которые подвозят детей. Вместе с тем, сегодня в замене нуждаются еще около 40 автобусов. Автобусы мы получаем из государственного и областного бюджетов. За 2013 год было получено 15 новых автобусов. Один из них, как раз, пошел в Криничанский район. Старый автобус был списан, а новый подвозит ребят в школу.
- 2013 год был непростым во всех отношениях годом. Какие достижения вы бы отметили для себя?
- У нас произошел очень даже существенный поворот событий в сфере молодежной политики. Дмитрий Колесников только за декабрь встречался с молодежью 5 раз. Это беспрецедентно. И конечно, после каждой встречи появляются конкретные результаты. К примеру, в ноябре прошлого года был проведен масштабный Молодежный форум, на котором была вынесена «Стратегия развития молодежи до 2020 года». Этот проект рассматривался более 80-ти раз. В ходе рассмотрения были проведены встречи между молодежью. Всего было внесено более 220-ти правок в эту стратегию. В итоге, к концу 2013 года мы вышли на утверждение стратегии развития молодежи. Это один из ярких моментов.
Сюда также можно отнести и Студенческий бал, в котором участвовали около 700 студентов. Нельзя не упомянуть и первую в истории Днепропетровщины Школу молодого лидера для учеников профессиональных училищ.
- Сфера образования - это, прежде всего, люди. Хватает ли кадров? В каких специалистах дефицит?
- Потребность в кадрах, в принципе, есть всегда. В нашей области работает более 27 тыс учителей. Разумеется, есть такие специальности, которые на сегодня пользуются большим спросом и они более востребованы. Это учителя английского языка, математики, начальных классов и воспитатели дошкольных учебных заведений. Большая потребность в воспитателях детских садов связана с повышением рождаемости в нашем регионе. В 2013 году было открыто 10 детских садов, 12 учебно-воспитательных комплексов и более 60 дополнительных групп. Соответственно, нужны педагоги для дошкольного образования.
- Когда вам лично приходится общаться с выпускниками профильных вузов, в том числе и педагогических, как мотивируете их прийти работать в школы?
- Я хочу сказать, что эти ребята уникальные личности. Одна из последних встреч была со студентами Днепропетровского педучилища. Для меня стало приятным сюрпризом, что сами студенты организовывают хоры на высоком, можно даже сказать, профессиональном, уровне. И это здорово. Я сам из педагогической семьи – три поколения педагогов. Поэтому не понаслышке знаю, что педагог – это не просто профессия, это, фактически, диагноз. Работа с детьми – это всегда саморазвитие. Профессия педагога – это постоянное изучение материала, постоянный диалог с учениками и студентами. Люди такого склада ума сами определяют свой жизненный путь.
Что касается региональных инициатив в этом вопросе, то в 2013-14 учебном году было подписано 203 договора с молодыми педагогами. Это соглашения об их трехгодичной отработке по месту распределения после окончания учебы. По сравнению с прошлым учебным годом, таких договоров было заключено вдвое больше.
Кроме того, в этом учебном году на работу в школы и училища вышли 607 молодых специалистов. Преимущественно, это выпускники Криворожского педагогического института, Днепропетровского национального университета и еще трех педагогических училищ области.
Если брать общую картину, то за последние 5 лет к педагогическом составу образования области присоединились более 2,5 тыс. молодых педагогов.
- Если немного отвлечься от дня сегодняшнего: какой вам видится украинская школа через 10 лет и, что из опыта прошлых поколений взяли бы в нее?
- Советская школа была очень сильной. Это показывают те индексы развития человеческого капитала, в которых Украина сейчас занимает достаточно стойкие позиции. Это напрямую связано с уровнем развития института образования в целом и средней школы в частности. Следует взять наилучшее из того, что было в советской системе и соединить это с новыми методиками европейской системы образования. Если говорить о выпускнике будущего, который востребован на глобальном рынке труда, я считаю, что это человек, который помимо двух своих родных языков, знает еще английский и второй по выбору. Возможно, испанский, французский, немецкий или китайский. Что касается выбора профессии, то это, скорее всего, какая-то инженерная специальность или биохимия. Это могут быть и какие-то прикладные науки.
Выпускник должен быть конкурентоспособным на рынке труда будущего. Сегодня есть профильное образование. В области созданы образовательные округи, которые способствуют выбору профориентации ученика. Кстати, о достижениях 2013 года. Сельские регионы были 100% охвачены этими образовательными округами. В идеале, каждый человек сам должен выбрать направление, в котором хочет реализовать себя