Исторические хроники. На месте днепропетровского театра оперы и балета была тюрьма
Современный культурный центр Днепропетровска совпадает с центром административным. В пяти минутах ходьбы друг от друга расположены театры — Оперы и балета, имени Т. Г. Шевченко, имени М. Горького. Но мало кто из горожан знает, что всего два столетия назад на этом месте была тюрьма, а сам район города лучше было не посещать.
Вот что по этому поводу пишет днепропетровский историк-краевед Максим Кавун:
«Во время основания Екатеринослава здесь была окраина слободы Половицы (основана около 1743 года). На первых планах города отмечены несколько участков в окружении речек, вытекавших из окрестных балок. В районе будущего театра находился зимовник запорожского казака Федора Крошко. Первые десятилетия Екатеринослава этот район был криминогенно опасной западной окраиной города».
И неудивительно. Традиционно окраины городов были (да и остаются по сей день) пристанищем не самых законопослушных граждан. Специалисты-психологи объясняют этот феномен подсознательным желанием жителей спальных районов жить в центре. Невозможность же изменить ситуацию порождает внутренний конфликт, который рано или поздно выплескивается наружу. Стоит вспомнить, что, согласно планам императрицы Екатерины Великой, город над Днепром должен был стать Южной Пальмирой, которая могла бы соперничать со стольным градом Петра. Однако эта затея не была реализована, и будущий Днепропетровск долгое время оставался на периферии общественно-политической и социально-экономической жизни Российской империи. То есть внутренний конфликт не может объяснить парадокс превращения в конце XVIII в. нынешнего центра города в клоаку.
Максим Кавун продолжает:
«В конце 1790-х годов западную окраину Екатеринослава облюбовали… тюремщики. Здесь был построен деревянный острог, называвшийся «тюремным замком» — одно-двухэтажное сооружение казарменного типа. Автором проекта был губернский, а позднее придворный архитектор Вильям Гесте, прославившийся как автор генерального плана Екатеринослава 1817 года. Площадь вокруг острога стала называться Острожной».
С тех пор на месте будущего Оперного театра возникла тюрьма. Однако самой историей было предопределено, чтобы бывший каземат в недалеком будущем превратился в место культурной жизни Екатеринослава-Днепропетровска. И это связано с именем А. С. Пушкина. Как известно, в 1820 году несколько недель своей жизни поэт провел в Екатеринославе. С этим визитом связано много историй и легенд, одна из которых рассказывает о том, как к Александру Сергеевичу пожаловали гости с желанием увидеть известного писателя.
— Что ж, — парировал Пушкин, — вы его видели! — и закрыл дверь.
Но для нас важно другое. Во время пребывания в несостоявшейся второй столице поэт узнал о том, как из острога сбежали два заключенных, переплыли в кандалах Днепр и таким образом спаслись. Его настолько поразила эта овеянная романтикой история, что в последующем, как свидетельствовали друзья Пушкина, она легла в основу поэмы «Братья-разбойники». В начале XX века рядом исследователей было высказано мнение, что беглые каторжники — это братья Засорины, занимавшиеся подпольной деятельностью, направленной против правительства. В календаре «Приднепровье» на 1909 год написано следующее:
«Из этого тюремного замка во время пребывания Пушкина в Екатеринославе в начале 1820-х годов XIХ в. был совершен двумя арестантами замечательный побег, послуживший сюжетом для поэмы «Братья-разбойники».
Сама же тюрьма существовала на протяжении еще 20 лет, после чего была ликвидирована. Как свидетельствуют официальные документы, это связано с ветхостью здания. Спустя некоторое время на территории узницы был разбит сквер, носивший имена как партийных и государственных деятелей, так и женского дня — Восьмого марта. И наконец, в 70-е годы на месте парка (к сожалению, пришлось уничтожить множество зеленых насаждений) вырос красавец-театр — место притяжения для жаждущих насладиться постановками как отечественных мэтров, так и звезд мирового масштаба.