
Александр Любченко: «В музыке должна быть правда!»
Знаменитый музыкант в минувшую среду отметил свое 60-летие. При нашей с ним последней встрече «Паганини гитары» рассказал корреспонденту 056.ua о музыке… и о том, где шансон слушать бесплатно.
Называть все титулы самого известного джазового композитора и исполнителя Днепропетровска Александра Любченко, на мой взгляд, не имеет никакого смысла. Тому, кто его знает, имя говорит само за себя. Однако мало кто осознает, что в основе сложной, виртуозной музыки Любченко лежит столь же сложная и, можно сказать, виртуозная жизненная философия. Именно этот музыкально-философский сплав стал лейтмотивом интервью, данного маэстро нашему корреспонденту, накануне очередного столь долгожданного концерта.
- Вы вспомнили? Вы поняли? – любит повторять Александр Любченко на своих концертах. На самом деле его музыка написана без всякого снисхождения к какому-либо недопониманию, тем более недоумию. «Умному – достаточно!», - как говорили древние латиняне. Ни один великий импровизатор не сможет дважды сыграть одинаково одну и ту же вещь, но, слушая Любченко, как-то по-особому ощущаешь, что каждый аккорд, каждая нота именно в этот миг могли быть сыграны только так, как это сделал он. Это музыка не для неврастеников и истериков, готовых впасть в экстаз при первых звуках. Она для вдумчивого осмысления и нелегкого восприятия. Говорят – музыка гипнотизирует, но его музыка, кажется, направлена на противоположное – вырвать человека из вялого полусна повседневности.
- Александр Иванович, с момента нашего последнего общения прошло уже более десяти лет. Как за это время изменились Вы сами, Ваша музыка и Ваш слушатель?
- Одни со временем меняются, другие приспосабливаются, но остаются теми же – иначе их просто сотрут в порошок. И эти, последние, – люди с прочным внутренним стержнем. Мой хребет можно сломать, но не заставить его согнуться. Тем более, было бы перед кем… Для нынешней самозваной элиты представляют опасность любые МАСТЕРА, равно как играющие на гитаре, так и работающие в ВПК. Тем не менее, именно они держат на плечах культуру.
- В музыке поменялась «упаковка», но осталось то же зерно. Правда, если в 90-е годы я работал в основном на славянском материале, то позднее стал ориентироваться еще на целый ряд культур. В основном это Средиземноморье. В частности, Марокко – корневая еврейская музыка, в отличие от всяческих одесских кафешантанов. Португалия, Испания и Балканские страны имеют много общего, куда больше чем пытаются утверждать те, кто их старается искусственно разделить.
- Что касается слушателя, то нынешнее поколение вполне воспринимает то, что я играл в 80-е – 90-е годы, но воспринимает по-другому. Если раньше любая славянская «напевочка» считалась экзотикой, то теперь «этнический диапазон» интересов стал значительно шире. Сказывается возрастающая доступность информации. Впрочем, с любой информацией нужно серьезно работать, а этого современная молодежь в основной массе не любит. Кроме того, раньше люди были более открытыми. Теперь они тоже все понимают, но, что ли, не знают, как реагировать.
«Если можно одним словом выразить путь Мастера, то, пожалуй, это – ключ! - Пишет ученик Любченко Сергей Шевцов в своем блистательном эссе «Ключи Мастера». - Ключ – больше, чем художественное полотно, звучащее на каждом выступлении Александра Ивановича, и образующее собой кульминацию всего концертного действа. Ключ – это позиция! Чтобы сыграть музыкальную композицию, недостаточно выучить гармонию, ритм, и играть по нотам строго во времени. Необходимо подобрать ключ. Так говорит Мастер. Произведение надо пропустить через свою душу, нервы, сердце, мысли и тогда оно откроется, а должная техника станет достойным обрамлением. Чтобы сыграть произведение перед аудиторией, недостаточно выйти на сцену, развлекая и завлекая публику. Необходимо подобрать ключ. Так говорит Мастер. Во время концерта аудитория – со-автор и только так возможно преодоление барьеров между сценой и залом, и достижение того, что греки называли катарсисом или очищением как цели искусства. Чтобы сочинять музыку… Ты сам должен стать ключом… Так говорит Мастер…».
- После последнего концерта Вы обронили фразу: «Я сам себя порой не понимаю!». Как же тогда Вас могут понимать другие? Для кого Вы вообще пишете музыку?
- Только не для дебилов! А упомянутая вами фраза, это так, - для красного словца. На самом деле я отлично понимаю, что и для кого делаю. Мне важно, чтобы в моей музыке была правда. Но что это означает – я никогда, никому не скажу. А дебилов просто жаль, их уже не спасти. Впрочем, иногда человека пробивает, и он начинает что-то понимать. Если это происходит после моего концерта, я просто счастлив. Я же не полностью сумасшедший! Вижу в зале и нормальных людей. И всегда думаю: «Если такого как я больше никто не делает, если тебе это дал Бог, а ты сломаешься, - тебя обязательно постигнет кара. Мы сами не знаем своего предназначения, но обязательно должны узнать. Ведь если пироги начнет печь сапожник (и наоборот!), это будет просто катастрофа!
«Знаете, я всегда говорила фразу: «Ничего не понимаю в музыке...» - говорит друг семьи Любченко Алла Сокол. - И вот теперь я так не скажу. В нашей жизни ничего не бывает случайно... Однажды я перешагнула порог концертного зала. Меня просто за руку привел старинный друг, который сказал: «Не надо понимать... Ты просто слушай... А все остальное - поймешь...Тебе Александр Иванович расскажет... Без слов». И я попала в мир музыки, который считала для себя закрытым, непонятным и не понятым. Нет, не так... Я попала в мир МУЗЫКИ, который заполнил меня всю. Принял и растворил в себе. МУЗЫКА подхватила, унесла в мир ощущений, образов , чувств... Полтора часа прошли как-то не заметно... Когда раздались последние аплодисменты, хотелось только тихонечко попросить: «А можно еще? Повторите! Я не хочу уходить!». Тогда я поняла, что приду к МУЗЫКЕ еще и еще... А лучше всего сказал представитель молодого поколения - мой 24-х летний сын. Взял у меня диск с музыкой Александра Ивановича. Взял с сомнением. А через несколько дней сказал: «Знаешь, мама, а с этой МУЗЫКОЙ так хорошо думается...». Она ведь ЖИВАЯ, эта Музыка!».
- Кстати, о Боге. Я знаю Вас, как истинного православного христианина. Тем не менее, не могу не спросить, не считаете ли Вы музыку неким магическим ритуалом? А как же, к примеру, музыка шаманов?
- Об этнической музыке могу сказать одно: это музыка народная, следовательно, она чиста. Это живой развивающийся организм, и процесс развития не остановить. Поэтому, если вы православный, музыка для вас – это в первую очередь традиция. Впрочем, слово «народная» зачастую понимается неправильно. Нужно быть ненормальным, чтобы поверить в то, что какой-то Ванька, или Игнатка, или они вместе, или они и иже с ними написали гениальную песню (хотя бы!), прошедшую через века. Согласно последним исследованиям, все «народные» мелодии имели когда-то вполне конкретных авторов. Недавно с удивлением узнал, что один из последних Рюриковичей в совершенстве владел несколькими музыкальными инструментами и сочинял прекрасную музыку. Просто, до недавнего времени об этом никто не хотел говорить.
- Создается впечатление, что и Вас как-то не балуют вниманием официальные инстанции. Во всяком случае, на руках не носят. Чем же им музыка-то не угодила?
- Знаете, некий заговор молчания вокруг себя я ощущаю уже давно. Существуют и другие меры давления. Мой дед Николай Астафьевич Гавриленко после войны около 20 лет был мэром Днепропетровска, мать сидела за одной партой с Галиной Брежневой. Может быть, это спасло меня от многих неприятностей. При этом я отнюдь не вольнодумец, я просто хочу что-то понять. Святые отцы говорят, что, даже уходя из жизни, человек не волен найти ответы на все вопросы. Более того, так и должно быть! А вот недавнее наблюдение: после того как я на концертах стал не только играть, но и пытаться что-то говорить, вокруг меня стал образовываться вакуум. Возможно, дело не столько в том, что я говорю, сколько в том – как…
- Кроме того, «распиаренные» в СМИ звезды естественно затмевают настоящих мастеров. Я говорю даже не о себе. К счастью, мастера без этого вполне могут обойтись. Ведь настоящее ИСКУССТВО – не для каждого. Для каждого, в лучшем случае, - высокое мастерство.
Александр Иванович, а чем Вы сейчас живете? Есть ученики? Личная жизнь…
- Живу только музыкой. Мы с ней неразделимы. Ученики, конечно, есть. Но учеников всегда было мало. То есть тех, кто хоть что-то понимает. Сейчас обучаю даже американцев – по Скайпу. Это возможно, хотя значительная часть энергетики все же теряется. Ведь художником может стать лишь тот, кто перевоплотиться в своего учителя, когда тот играет. Чтобы стать мастером, нужно пропустить через себя многих предыдущих мастеров. Судите сами, многим ли это доступно?
"Человек человеку не волк. А если ты волк, - значит уже не человек. И обращаться с тобой нужно, как со зверем".
Если говорить о личной жизни, то всеми моими заслугами обязан своей жене Татьяне. Если бы не она, возможно, меня уже не было бы в живых.
А теперь, надеюсь вы поймете, расскажу один случай. Когда некоего ученика Духовной академии его учитель поймал на жульничестве, то спросил: «А вот теперь, коллега, - аргументируйте!». И это – очень жесткий вопрос. На подобные вопросы мне бы отвечать не хотелось! Или хотелось бы иметь достойные аргументы.
Беседовал Игорь ГУСАРОВ.
Цитаты
Александр Любченко:
"Человек человеку не волк. А если ты волк, - значит уже не человек. И обращаться с тобой нужно, как со зверем".
"Культура – почти синоним цивилизации. Но цивилизация тоже может быть сатанинской, и иных в наше время практически не сыскать".
"Настоящим музыкантом может стать лишь тот, кто во время игры мастера сумеет перевоплотиться в него. Например, ученик – в учителя".
"Работая над последним проектом, все время повторяю себе слова Архимеда: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю!». Но рычаг сейчас в руках проклятых".
"Если люди живут без царя в голове, то такие у них будут и пастыри".
Cправка 056.ua
Александр Любченко родился в 1952 году в г. Днепропетровске. Впервые начал заниматься музыкой в 6 лет, на скрипке и фортепиано. С восьми лет начал осваивать гитару. Профессионально начал работать с 16 лет. На джаз-фестивалях выступает с конца 60-х годов. Неоднократно признавался одним из лучших джазовых гитаристов страны. В 70-х годах играл в известных рок- и джаз-рок группах. С 1982 г. по 1986 г. был лидером известного джазового квартета «Кредо», который с огромным успехом играл на джаз-фестивалях и фестивалях гитарной музыки, а также гастролирует по стране.
2009 г. – Александр Любченко полностью переходит на 7-ми струнную гитару.
Январь 2010 г. – начало работы над проектом «Гитарная онлайн школа Александра Любченко». Последний эстрадный проект – «А Point of Unity» совместно с сыном, Игорем Любченко (бас-гитара) и Романом Поликарповым (ударные).
Фото с сайта la-guitar.com