Диевка: история и современность

Большинство жителей нашего города на вопрос о дате основания Екатеринослава, вспомнив, какую же годовщину мы праздновали в сентябре минувшего года, назовут точную цифру — 1776 г. Так-то оно так, однако существуют районы, основанные десятками лет ранее мегаполиса, что, по-сути, стало прологом к славной, более чем 230-летней истории Днепропетровска. Одним из таких районов является Диевка.


Вероятно, на сегодняшний день Диевка так и оставалась бы небольшим селом, если б в конце 70-х – нач. 80-х годов ХVІІІ века поблизости не был основан Екатеринослав. Именно с этого момента никому не известное селение становится участником многих процессов городской жизни. Такая близость к городу явилась залогом того, что проживающие в Диевке не отрабатывали крепостную повинность, обязательную для жителей других сел.

Наиболее же тесное сотрудничество с Екатеринославом приходится на период конца ХІХ – начала ХХ века, что неудивительно. На тот момент в городе начинают работу такие промышленные гиганты, как, например, завод им. Г. Петровского. Диевцы, почувствовав возможность реального заработка на предприятиях, уезжают в Екатеринослав. Появляются целые трудовые династии.

Но развитие самой Диевки не останавливается. Напротив, уже к началу ХХ века поселок имел свою железнодорожную станцию, а его население превысило 6000 человек. Такая ситуация способствовала окончательному объединению Диевки с «большим городом».

В 20-е годы XX столетия Диевка была выделена в отдельный район еще не Днепропетровской области, а Екатеринославского округа. Однако за счет роста города район был переименован в Днепропетровский, а сама Диевка с численностью населения, приближающейся к десятитысячной отметке, была разделена на первую и вторую.

37-b

Стремительное развитие Днепропетровска с одной стороны и Диевки с другой в итоге привело к их объединению. Точкой в этом процессе стало строительство в брежневскую эпоху жилых комплексов в западной части города. Новые массивы – Красный Камень, Коммунар, Парус-1 и Парус-2 — отличаются от Диевки характером застройки.

Дома Диевки напоминали сельские хаты. Одним из самых высоких (5 этажей) было здание больницы, возведенное 98 лет назад. Дома, построенные в 70-е годы XX столетия, имеют либо 9, либо 16 этажей. Наиболее заметна разница между постройками — в районе станции метро «Коммунаровская» и в конце ж\м Парус. Для жителей центра Днепропетровска подобный «пейзаж» может выглядеть несколько странным, однако необходимо понимать, что такая ситуация является отражением истории города, которую надо чтить и помнить. Известный днепропетровский краевед, кандидат исторических наук Максим Кавун в одной из своих статей цитирует газету «Днепровская правда», которая в 1975 году относительно застройки района Диевки писала следующее: «Таковы уж темпы нашего развития: кажется, совсем недавно мы разрабатывали проект детальной планировки нового жилого массива на намывных участках поймы Днепра в Диевке. Сейчас Диевский массив — вполне обжитый район».

Коль ранее уже упоминался днепропетровский метрополитен, стоит сказать и о нем. Его запуск в середине 90-х стал толчком как для развития Диевки, так и для Ленинского района в целом. Десятки тысяч жителей спального района получили возможность добираться на работу и учебу, не простаивая часами на остановках в ожидании троллейбуса или маршрутки. Безусловно, услугами метрополитена имеют возможность пользоваться далеко не все жители Диевки. После того как днепропетровцы были практически вытеснены из высоких киевских кабинетов, госпрограммы по строительству дополнительных станций (и вглубь ж\м Парус, и в направлении исторического музея им. Яворницкого) были свернуы. Однако, как поется в знаменитой советской песне, «Москва не сразу строилась…» и будущее вселяет оптимизм.

Как же отразилась 250-летняя история микрорайона, развивавшегося несколько автономно от Днепропетровска, на менталитете его жителей? Во многом сохранен местный колорит, что проявляется в психологии диевцев, позиционирующих себя не сельскими, но и не городскими жителями. У многих людей, особенно старшего поколения, в повседневной речи присутствует фраза «поехать в город» — не в центр, а именно в город, что является своеобразной иллюстрацией к развитию Диевки со дня основания Екатеринослава — Днепропетровска.

Главной достопримечательностью Диевки, вне всякого сомнения, является природа. За жилмассивом Парус-2 находится огромный живописный лес, в котором еще встречаются кабаны, дикие утки и даже косули.

К сожалению, главная проблема этой части нашего города — отсутствие самого элементарного контроля за природными богатствам. Тонны мусора, несоблюдение санитарных норм, отсутствие инфраструктуры стали нормой жизни. Пару лет назад среди жителей Ленинского района ходили слухи, что к 2012-му (году проведения чемпионата Европы по футболу) в окрестностях диевского леса будет сооружен аквапарк, но после лишения Днепропетровска права проведения Евро подобные разговоры утихли.

Одной из известнейших рукотворных достопримечательностей Диевки является Крестовоздвиженская церковь, находящаяся между первым и вторым Парусом. Храм сооружен в начале ХІХ века (точная дата постройки не известна). За свою двухсотлетнюю историю он изменял свой внешний вид — последняя реконструкция была начата еще в 90-х годах прошлого века, но до сегодняшнего дня так и не завершена.

Диевский микрорайон, развивавшийся на протяжении более двухсот лет как отдельная единица, на сегодняшний день стремится принимать участие во многих городских проектах. Степень интегрированности (не территориальной — Диевка не один десяток лет часть мегаполиса, а ментальной) с каждым годом возрастает. А после присоединения в начале
2000-х к городу поселка Таромское как-то не поворачивается язык назвать ее окраиной в классическом смысле этого слова. Как и всякий микрорайон, Диевка имеет ряд проблем: транспортные, несвоевременный вывоз мусора, разбитые дороги. Однако все они решаемы – необходимо лишь приложить усилия территориальной громаде и городским властям, дабы разрубить этот гордиев узел.

Но главное, иметь желание.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Актуальность
(0 оценок)
Оперативность
(0 оценок)
Ошибки
(0 оценок)
Информативность
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
Весь день небо в Днепре будет ясным, но вечером, возможно, погода сменится на облачную. Без осадков. Об этом сообщили в Укргидрометцентре . Днем температура воздуха будет от +25 до +27. Ветер западный со скоростью 2-3 м/с.  Ночью температура воздуха будет от +14 до +16. Ветер северо-западный со скоростью 2-4 м/с.  ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Дайджест новостей уходящего дня: интервью со звездой, минирование спортплощадки школьниками и обновленные
Общество
В Днепре подходит к концу 20 сентября, а значит время подводить итоги 056 выделяет самые главные события уходящего дня. Сегодня на нашем сайте вышло большое интервью со знаменитым лидером группы «Антитела» Тарасом Тополей. Он рассказал нам об опасностях во время съемки клипа, планах на будущее и вдохновении. Читайте ТУТ, это очень интересно.  Из плохих новостей: в Днепре женщина заболела ботулизмом после употребления вяленой рыбы собственного приготовления...
Происшествия
В Павлограде полиция задержала мужчину, который устроил поножовщину в кафе Об этом сообщает пресс-служба ГУ Нацполиции в Днепропетровской области. 20 сентября в полицию поступил вызов о происшествии в одном из заведений города. До прибытия правоохранителей нападающий создал конфликтную ситуацию, угрожая посетителям кафе ножом, в результате чего порезал 50-летнюю женщину. Пострадавшую забрала скорая помощь. Нападавшего задержали и доставили в Павлоградское...
Общество
Сейчас машина – незаменимое средство передвижения, но так часто владельцы сталкиваются с рядом проблем в обслуживании, подбору деталей, спорах на дорогах. Каждый автомобиль требует своевременного ухода и планового проведения технического осмотра, просто необходимо вооружиться информацией, которая поможет вам в различных вопросах с машиной. Специально для вас сайт 056 создал этот проект. Тут вы сможете: купить автомобиль новый или поддержаный; помыть, покра...
Интервью
Тарас Тополя - украинский рок и поп-певец, фронтмен группы «Антитела», автор песен, волонтер. В 2017 году группа провела масштабный тур «Солнце», который охватил около 50 городов Украины, один в Белоруссии, семь городов в Америке и один в Канаде. Также Тарас Тополя встречается со студентами, проводит неформальные встречи и поддерживает молодежные проекты. Недавно "Антитела" выпустили один из своих последних релизов, который просто "взорвал" аудиторию. Журн...
Новости компаний
Бритиш Американ Тобакко начинает продажи в Украине glo ™ – системы для нагревания табака. glo ™ – это революционный прорыв в употреблении табака с потенциально сниженным риском. В отличие от сигарет, табачные стики Kent Neostiks ™, предназначенные для использования исключительно с glo ™, нагреваются (без горения) при 240 ± 5 ° C . Образующийся в результате нагревания аэрозоль содержит примерно на 90-95% меньше токсичных веществ по сравнению с дымом сигарет...
Общество
15 сентября при поддержке IT Dnipro Community в Днепровском национальном университете имени Олеся Гончара на Факультете Прикладной математики состоялось награждение победителей полуфинала Всеукраинской студенческой олимпиады по программированию согласно правил ACM ICPC среди учебных заведений Центрального региона Украины. Об этом сообщили в пресс-службе университета. ACM ICPC – это Международная командная студенческая олимпиада по программированию (Interna...
Общество
Сегодня, 20 сентября, на ж/м Северный запустили "обновленный" маршрут №158 («Ул. Семафорная - пл. Старомостовая»). Как сообщает корреспондент 056 с места событий, этот маршрут теперь обслуживают автобусы большой и средней вместимости, они предназначены для людей с ограниченными возможностями, пожилых людей и мам с детскими колясками "К нам неоднократно поступали жалобы от пассажиров на этот маршрут на некачественное обслуживание, на маленькую пассажировмес...
Общество
На данный момент в Днепре узаконено 1 тысяча 800 гаражей, которые до этого не имели никаких разрешительных документов. Об этом сообщает пресс-служба горсовета Днепра. По словам начальника Инспекции по благоустройству горсовета Днепра Руслана Мороза, основная цель кампании по узакониванию гаражей - навести порядок с размещением гаражей. За пользование гаражами, которые являются элементом благоустройства, владельцы будут платить средства в городской бюджет....