• Головна
  • Застройка в центре Днепра: о коррупционных схемах, снесут ли первый в Екатеринославе хлебозавод, сколько простоит «Кубометр» и построят ли наконец «Браму» (ИНТЕРВЬЮ)
Люди большого города
12:03, 25 листопада 2016 р.

Застройка в центре Днепра: о коррупционных схемах, снесут ли первый в Екатеринославе хлебозавод, сколько простоит «Кубометр» и построят ли наконец «Браму» (ИНТЕРВЬЮ)

Люди большого города

Днепрянам, тем, кому за тридцать, врезался в память центр города 1990-х годов. Оптовые рынки, барахолки. В «лихие» девяностые каждый выживал, как мог. А потому Днепр стал одним большим базаром-вокзалом. В нулевых ситуация изменилась. Изменился и центр города. Появились новые торговые центры, целые кварталы. «Мост-сити», «Новый центр», Екатерининский бульвар.

В обществе связывают новую застройку с именами бизнесменов Вадима Ермолаева, Геннадия Аксельрода. И покойного архитектора Александра Дольника. Но также, как при первом и последнем Президенте СССР Михаиле Горбачеве были «прорабы перестройки», так и в окружении известных днепровцев были и есть люди, на чьи плечи легла координация всей работы по «изменению лица» центра Днепра. И особо выделяется в этом ряду застройщик Александр Сирота. Именно он гость нашей постоянной рубрики «Люди большого города».

Приближаясь к шестидесятилетнему юбилею Александр Владимирович все больше оглядывается назад. Вспоминает о том, что сделано. Однако мы решили строить нашу беседу не на принципе мемуарного монолога, а поговорить о том, что волнует многих днепрян — как построить собственный дом, о том, сколько кругов ада для этого необходимо пройти и с какими коррупционными вызовами столкнуться. Также мы расспросили застройщика центра Днепра о том, как изменится в ближайшее время «лицо города» и какие дома необходимо сносить. И, разумеется, узнали от генерального директора ЧП "Акта" Александра Сироты об одном из самых закрытых мультимиллионеров Украины Вадиме Ермолаееве.

сирота

- Что Вам не нравится в современной застройке города?

- Многое не нравится, многое нравится. Первое. Мне не нравятся хрущевки, которые стоят в таких местах, в которых сегодня не имеют права стоять. В первую очередь это верх проспекта Яворницкого, возле памятника Славы. Там целая группа хрущевок. Я понимаю, что людям, которые в них проживают, наверное, хорошо. Это центр города, вид на Днепр. Но этот участок просится под какой-либо инвестиционный проект. Необходимо в этом районе построить дом, переселить туда людей и сделать нормальный микрорайон.

слава

Есть и другие места. Это проспект им. А. Поля (бывший проспект им. Кирова). Его хрущевскую часть нужно реконструировать.

Второе, это историческая застройка. Есть много красивых зданий, но проблема в том, что эти здания с каждым годам ветшают и рушатся – у большинства из них хозяева не занимаются поддержанием зданий в порядке.

- В частности много проблем на улице Артема, нынешняя улица Сичевых Стрельцов…

- Есть такая ситуация по Артема, по бывшей улице Красной (ныне Троицкая), по Харьковской, Короленко. Проблематика в том, что при нынешнем состоянии рынка инвестору не выгодно тратить дополнительные средства на реконструкцию. В этой ситуации выход только один: пересмотреть план исторических ареалов и делегировать право определять судьбу этой застройки территориальной громаде. Создать специальный орган по вопросам охраны культурного наследия. Этот орган проведет анализ этой недвижимости и создаст единую карту застройки. Специалисты с учетом застройщиков определят, что нужно сохранить и реставрировать, что реконструировать. Необходимо четко понимать, что основная ценность большинства этих зданий — фасады. И неплохо фасад смотрится, если его вписать в современное архитектурное решение.

- Например, Бизнес-центр «Призма»…

- Да, с сохранением фронтонов, карнизов, а выше — 14-этажное стеклянное здание. Красиво, узнаваемо и имеет под собой экономическую целесообразность. В данном случае на здание посмотрел инвестор, посмотрел архитектор — покойный Александр Дольник, инвестор выделил дополнительно несколько сот тысяч долларов и сохранили старый фасад.

доль

Но когда строили «Призму» были другие, с экономической точки зрения, времена. Сейчас ситуация сложнее. Новое строительство представляет собой пример нового «капиталистического минимализма». Большинство зданий, которые строятся, очень спорные с точки зрения градостроительства и подчинены только экономии.

призма

- Пример?

- Я не хотел бы называть конкретные компании, но достаточно посмотреть на застройку по Набережной Победы. Дома сданы еще в прошлом году, люди не могут заселиться до сих пор. Никаких коммуникаций нет, зато дешево продается.

- Возвращаясь к старым домам. Хрущевки планировались на 20 лет. Но как видим, они до сих пор стоят. Панельные дома, так называемые БАКи — брежневские архитектурные комплексы, как долго они просуществуют на Ваш взгляд?

- А вспомните еще немецкую застройку - дома, которые немцы строили после 1945 года на Амуре, в Чечеловском районе. Ей давно уже надо было лежать в руинах, а она стоит 70 лет. И скажу напрямую — эти дома еще лет 20 будут стоять, если за счет городских программ привести в порядок коммуникации, крыши и подвалы. Сейчас, к сожалению, у нас не такая экономическая ситуация, чтобы делать на их месте новую застройку. Большинству застройщиков снос старой не по карману.

А брежневки еще нашим детям послужат.

купить-квартиру-на-тополе-3

- Чисто практический вопрос: допустим я, при наличии финансовых возможностей, решил построить в Днепре дом либо торговый центр. Какие этапы для этого необходимо пройти?

- Для того чтобы начать строительство, необходимо иметь права на землю. Либо должна быть аренда, либо право собственности. Если кто-то решит построить что-либо на площади Героев Майдана, таких прав ни у кого нет. Под строительство отводится земля. Это может быть свободный от застройки участок, а может и участок с существующей собственной недвижимостью. После того, как становится более или менее понятная ситуация с землей — оформляешь документы на градообоснование, разрабатываешь эскизный проект и добро пожаловать на ГлавАПУ и Градостроительный совет. Это совещательный орган, а ГлавАПУ смотрит на то, соответствует ли планируемое здание Генеральному плану города. То есть, если на месте жилой постройки кто-то решит построить завод — это исключено. И если в районе завода, который выпускает, например, асфальт или битум, вы решили построить жилой дом, то вам тоже это не разрешат сделать. На все существуют строительные нормы.

После прохождения Градсовета можно переходить к началу процедуры проектирования строительства. Если все в порядке - идет стандартное проектирование, разработка эскизного либо рабочего проекта и утверждение его заказчиком. Но стоит оговориться. Если у вас несложный проект и под него есть земля, уведомляете ГАСК, получаете декларацию и, пожалуйста - стройте, заключив договор о перечислении определенного количества средств с территориальной громадой, в лице управления экономики.

Еще добавлю, что если объект находится в историческом ареале, вблизи памятника, необходимо сделать историко-градостроительное обоснование, которое согласовывают в Киеве, в консультативном совете при Министерстве культуры. Там определяют возможность размещения объекта и его габариты. Далее разрабатываете эскизный проект и повторно отправляете на согласование в Киев. Они смотрят на различные детали, в первую очередь, на фасады, материалы, которые используются для отделки. После из Киева возвращается уже согласованный эскизный проект. Затем оформляется рабочая документация, которую опять необходимо направить в Киев. Нужно понимать, что все эти три поездки в Киев займут минимум порядка одного года. Если все произойдет быстрее — вам повезло. Поэтому подготовка строительства в исторической части города — процесс крайне сложный, длительный и требующий большого админресурса и финансов.

- И все же, сколько времени занимает подготовительная процедура перед началом строительства. Понятно, что сама стройка зависит уже от конкретного человека.

- Есть разные варианты. Если земля уже у вас есть и находится в исторической части города, то это, как я уже сказал, порядка одного года. Если это не историческая часть, то все зависит от скорости проектирования. Нет объекта, в котором рабочая документация разрабатывается меньше двух месяцев. Если вы отводите землю – могут добавится еще годы!

- В этой сложной процедуре насколько велико поле для коррупции?

- Я бы не сказал, что коррупция тотальна, но она есть. Особенно большая проблема с отклонением от норм в проекте строительства. Даже самую мелочь необходимо согласовывать на разных уровнях. Например, «Брама» - полностью экспериментальный объект. Норм на такие объекты у нас нет. Это процесс не быстрый и не дешевый. Хотя, если строить двухэтажный сарай площадью 300 квадратных метров и тебе без разницы, в какие сроки ты получишь документы, то в течение приблизительно года все можешь сделать почти бесплатно. Деньги не берут за каждый чих. Деньги берут за разработку компенсирующих мероприятий для согласования (компенсации), отступлений от норм. Причем официально по договору. Так что, если говорить прямолинейно – это не коррупция – люди работают. Ну а чиновники - как всегда – как договоритесь.

- Какой это порядок сумм?

- По-разному. От нескольких до сотен тысяч гривен.

- Александр Владимирович, мы все больше говорили о старой застройке. Давайте еще раз вернемся к градостроительству, но современному…

- Давайте. Современное градостроительство имеет ряд проблемных моментов. Первое. Максимальное желание наших экономзастройщиков в центральном районе города всунуть здания, которым, в лучшем случае, место на окраине спальных районов. Это неправильно. Все-таки центр города должен быть узнаваемым и иметь свое лицо.

Второе. По поводу центра города. В последние несколько лет мы не работаем точечно. И я считаю, что это абсолютно правильно. Если мы заходим строить на какой-либо участок, то мы сразу понимаем перспективу развития этого квартала. А лучше двух кварталов. Мы начали с «Нового Центра», перешли через дорогу - «Мост-сити», еще через дорогу, надеюсь, будет «Брама». Пока там короткоживущие торговые центры…

- ...Кстати, насчет «Брамы». Ее все-таки построят?

- Пока не знаю, но надеюсь. Хочется, чтобы была. Проектная документация есть и все согласования получены.

брама

- Но об обозримом будущем мы можем говорить?

- Это вопрос тяжелый (вздыхает). Мы ведь в 2010-м году уже начинали строить I очередь. Сделали ограждение котлована по улице Харьковской и по улице Глинки. Но сейчас этот процесс застопорился по причине состояния рынка.

- А «Кубометр» как оцениваете? Многие о нем отзываются критично.

кубометр

- Да нормально оцениваю. Новое веселое сооружение. Разные мнения у людей, потому что неправильно его позиционируют. «Кубометр» - группа малых форм, которые объединены общей идеей. Его рассматривать как традиционный торговый центр ни в коем случае нельзя. Его задача — простоять несколько лет. До того времени, когда наша экономика окрепнет и появится возможность строить нормальные «классические» здания – ту же «Браму».

- В будущем какова будет застройка?

- Будущее, я думаю, за квартальной застройкой. Такие бизнесмены, как Вадим Ермолаев, на примере Екатеринославского бульвара, показали, что за этим будущее. Когда мы в 2004 году заходили на застройку Екатеринославского бульвара, там был разворот трамвая, пожарное депо, каждый ливень там образовывалось болото. Сегодня это любимое место отдыха наших горожан, куда ведут всех гостей Днепра, которым хотят показать наши достижения. Но на протяжении всей стройки мы испытывали колоссальное давление со стороны соседей. Потому что люди, с одной стороны, привыкают к той грязи, в которой живут, с другой — не верят в честные намерения застройщиков, и вообще настроены против всего нового. И вот эти три фактора создают проблемы для застройщиков, которые сложнее преодолеть, чем ту же коррупционную составляющую.

екатеринославский

- В районе Екатеринославского бульвара, насколько я знаю, планируется новая стройка…

- Да, мы сейчас продолжаем это дело, идут подготовительные работы. Но опять же, довольны не все жильцы, которые проживают в районе ул. Шевченко, 51. По улице Южной мы хотим сделать продолжение пешеходного бульвара. Это будет еще круче, чем Екатеринославский бульвар. На этой пешеходной части мы планируем сделать каскад фонтанов и искусственную реку. Это будет бомбовое место. Настоящая Европа в центре родного города!

- Что по срокам?

- Мы уже этим занимаемся. Сейчас переносим трансформаторную подстанцию. Если все будет нормально, то, я думаю, в конце 2018 г. будем там гулять по полной программе. Максимум в 2019-м. Пока четкие графики разрабатываются.

О других объектах. На улице Пастера мы построили торговый комплекс, теперь переходим на другую сторону улицы Пастера. Купили здание хлебозавода с прилегающими киосками. Как только все закончим с документацией, сделаем зачистку — будем строить.

- А как же хлебозавод? Ведь это одно из зданий еще старого Екатеринослава… Вы его собираетесь сносить?

хлебзавод

- Нет. Ну что Вы! Это памятник национального значения. Первое промышленное здание города. Будет реставрация. По срокам пока готовимся. Мы его только в прошлом месяце купили. Причем реконструировать территорию будем по новой концепции. Первый этаж будет чем-то вроде пешеходной улицы. Будут эскалаторы. Всего три этажа плюс подземный паркинг. Историческое здание полностью сохранится. Все прилегающие улицы будут благоустроены, причем серьезно!

- Александр Владимирович, давайте поговорим о Вас и как складывался Ваш жизненный путь?

- Родился в 1957 году. Детский сад №90 (как оказалось, бабушка интервьюера Феодосия Решетникова была воспитательницей в саду Александра Сироты, - 056.ua). Кстати, во дворе, где находился садик, я «заработал» свои первые деньги — нашел в луже три рубля. После школа №81. После Днепропетровский институт инженеров транспорта. Факультет промышленного и гражданского строительства. В 1974-м году поступил, в 1979-м году закончил. Будучи человеком, которого всегда тянуло к интересной работе, я поехал на строительство Байкало-Амурской магистрали. В тех краях проработал до 1994 года.

- Поподробнее об этом периоде…

- Я начал работу в строительном управлении. К 27-ми годам дошел до должности главного инженера стройуправления. В 28 лет за мной пришла запоздалая повестка в ряды советской армии. Два года отслужил офицером, сначала замом, после — командиром роты. Вернулся и продолжил работать вплоть до 1991 года. В 1991 году, когда посыпался Союз, перешел в бизнес.

- Сложно было перестраиваться на новые рельсы с началом рыночных реформ?

- Не было особой сложности. С прежней командой мы организовали малое предприятие, я в нем где-то с полгода поработал, после пригласили в большую новую компанию работать генеральным директором. Работал в этой компании с 1991-го по 1994-й. Занимались внешнеэкономической деятельностью. Торговали с Китаем практически всем. Естественно присутствовал «знаменитый» бартер. Из Китая привозили в основном одежду и продукты. Времена были голодные.

В 1994 году я вернулся в Украину. Пару лет работал в Киеве. В 1996 году приехал в Днепр, устроился в одну компанию директором по строительству. За 2-3 года дорос до генерального директора.

В 2001 году мы не сошлись характерами с председателем правления, и я оттуда ушел. Тогда же покойный Геннадий Аксельрод порекомендовал меня Вадиму Ермолаеву на должность в новом бизнесе, который в 2001-м году только организовывался.

Аксельрод

- Как Вам работалось с Вадимом Ермолаевым?

- Во время собеседования он удивился, что я так долго проработал с председателем правления прежней компании, поскольку у последнего был общеизвестный тяжелый характер. С ним никто не мог долго работать. Так что после прежнего опыта, с Вадимом Владимировичем работалось одновременно и легко и напряженно. Главное, что всегда работа была интересной и приносила удовольствие, но как ранее, так и сейчас отнимает практически все время. На себя и на семью его почти не остается.

Вначале в этом бизнесе был только я и главный бухгалтер. После Вадим Владимирович решил, что нам нужны еще люди и отдельный кабинет для фирмы. В итоге у меня появилось две сотрудницы. Но на троих было лишь два стула. Так что один человек вынужден был находиться на объекте. Сидеть ему все равно было негде. Так продолжалось несколько месяцев, пока мы не начали строительство первого объекта по проспекту Карла Маркса, 105 (нынешний пр. Яворницкого — 056.ua). И туда переселились.

vadim-ermolaev-kupil-avto-stoimostyu-250000-foto

Это был пробный проект, где мы отрабатывали технологию работы службы заказчика. Потренировались, получилось, понравилось. После был «Новый центр» и объект по Чкалова, 12 (Спортмастер). Тоже была масса «веселья», связанного с отселением. Всем нравились те сараи, которые там находились.

Когда раскрутились, продали свои первые объекты. Кроме «Нового центра». После был «Мост-сити». С 2006-го по 2008-й год сдавали каждый год по очереди. Сначала торговую часть, после — офисную, и наконец, жилую.

мост

Хочу отметить прогресс Вадима Ермолаева как строителя. Он огромен! Когда в 2001-м году он не знал, чем один чертеж отличается от другого, сегодня он открывает сложнейшие чертежи и моментально в них ориентируется, не имея профильного строительного образования. При этом старается максимально глубоко вникать во все детали.

И наконец. Я считаю его большим мастером в разработке концепции объектов. Он придумывает такие вещи, которые вначале воспринимаются с некоторым непониманием, поскольку это не укладывается в стандартные подходы. Его убеждают, что с точки зрения строительной практики такого быть не может. А потом беремся и делаем. И самое удивительно – в 99 процентах случаев он оказывается прав!

- Последний вопрос. Сейчас все декларации открыты. В том числе и Ваша. Вы — человек не бедный. Что для Вас деньги?

- Деньги для меня — это показатель степени свободы и возможности развития личности. Считаю себя представителем верхней части среднего класса. И очень хочу, чтобы в Украине максимально развивался средний класс.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#Днепр #брама #Сирота #бульвар
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...