• Главная
  • Исторический Днепропетровск: какой подарок местная детвора получила от товарища Сталина
13:29, 3 мая 2016 г.

Исторический Днепропетровск: какой подарок местная детвора получила от товарища Сталина

Днепропетровская детская железная дорога открыла свой 80-й сезон. Возраст почтенный во всех отношениях. Но, поскольку дорога-то детская - "старость" ей явно не грозит. 

Исследователь днепропетровской старины Максим Кавун собрал все имеющиеся сведения о Детской или, как ее еще называют, Малой железной дороге. 

Итак, в декабре 1935 г. газеты сообщили, что комсомольцы Днепропетровского паровозоремонтного завода и пионеры подшефной школы совместно хотят построить в городе Днепропетровске детскую железную дорогу. Весной 1936 года, а именно 2 апреля, всего лишь приступили к строительству, а уже 6 июля открыли движение на Днепропетровской малой железной дороге в парке Глобы (в то время "парк им. Хатаевича"). 
Она охватила кольцом всю территорию парка, имела длину 2 километра, станции Октябрят (потом - "Пионерская") и Комсомольская и даже туннель "Пушкинский".

железка4

железка4


Железная дорога в Днепропетровске была первой детской железной дорогой в Украине и второй СССР (первую построили в Тбилиси в 1934 г.). В свое время Днепропетровская детская железная дорога называлась "Малой Сталинской", по аналогии с "Большой" Сталинской" - бывшей "Екатерининской" (ныне - "Приднепровская"). Как писали тогда, дорога эта стала "местом культурного отдыха учащихся города Днепропетровска". 

Во время Великой Отечественной войны немцы аккуратно демонтировали оборудование Днепропетровской железной дороги и якобы готовили его к вывозу в Германию, дабы установить это чудо в одном из немецких городов. Готовились, да не успели… Полностью восстановлена Днепропетровская детская железная дорога была в 1947 году. Здесь были свое депо, механические мастерские, учебные классы.

железка6

железка6

Дорога была очень популярна в Днепропетровске. Ее использовали и для отдыха детей, и как наглядную рекламу профессии железнодорожника. Здесь школьники Днепропетровска с 6 по 10 классы могли приобрести первые навыки профессий машиниста, проводника, связиста, диспетчера и др. Детская деловая игра советского времени… 

Сегодня структура Днепропетровской детской железной дороги базируется на детском самоуправлении и она является обособленным подразделением ГП "Приднепровская железная дорога". Малая железная дорога предназначена осуществлять профессиональную ориентацию и подготовку молодежи и учащихся школ по рабочим профессиям железнодорожного транспорта. Для 700 юных железнодорожников из города Днепропетровска и Днепропетровской области теоретическое обучение проходит примерно в 60 кружках на базе школ города, области и в здании вокзала детской железной дороги. 

железка детская

железка детская


С мая до конца октября на Малой железной происходит движение поездов. Начинается сезон практики юных железнодорожников, которые под контролем инструкторов, работающих на должностях машиниста и помощника машиниста локомотива, начальника и проводника пассажирского поезда, контролера-ревизора, дежурного стрелочного поста, монтера пути, а также начальника и дежурного по железнодорожной станции. Ученики первого года обучения конце практики получают удостоверение юного железнодорожника, которое предоставляет право бесплатного проезда в пригородном сообщении на Приднепровской железной дороге. 

Во время летней практической работы юные железнодорожники в Днепропетровске принимают делегации всех детских железных дорог Украины с целью обмена опытом по организации работы. 

Выпускники Малой Приднепровской связывают свой будущий профессиональный путь с железнодорожным транспортом и вскоре они станут студентами ведомственных учебных заведений. 

Приднепровская железная дорога всячески поддерживает в работе коллектив Днепропетровской детской железной дороги, чтобы юные железнодорожники закрепляли свои знания и дарили радость маленьким жителям Днепропетровска. 

Интересные факты

Главный путь длиной около 2 км окружал пруд и площадку аттракционов в парке имени Чкалова (ныне парк имени Глобы). Частично он прошёл на месте узкоколейки, построенной частными предпринимателями Вышмаком и братьями Левиными для обслуживания посетителей Южно-русской областной сельскохозяйственной, промышленной и кустарной выставки 1910 года.

железка7

железка7

Над прудом, по эстакаде, проходила одна из аллей парка. В насыпи этой эстакады для пропуска линии ДЖД было построено два тоннеля, получившие имена А.С. Пушкина и В.В. Маяковского. На маршруте было две станции – Жовтеня (после войны переименована в Пионерскую) и Комсомольск (Именно так – Комсомольск! И лишь потом она была переименована в Комсомольскую), а также одна промежуточная платформа Депо имени Чапаева, где располагалось двухстойловое локомотиво-вагонное депо.

На обеих станциях были построены деревянные здания вокзалов. На станции Комсомольск в здании вокзала разместилось управление дороги.

Характерная для СССР 1930-х годов общая нехватка узкоколейных локомотивов сказалась и на детской дороге. Получить серийный паровоз для нужд ДЖД не удалось. Единственным реальным выходом из этой ситуации была постройка паровоза своими силами из подручных средств. Эту работу взяли на себя комсомольцы ДПРЗ. В очень короткие сроки они собрали локомотив из того, что удалось найти: котёл взяли от ширококолейного маневрового паровоза, экипажную часть (кроме рамы), цилиндры и движущий механизм – от какого-то паровичка, списанного с ближайшей узкоколейки. Будку, раму и тендер пришлось изготовить прямо на паровозоремонтном заводе. Построенный паровоз получил обозначение ЮП-3-01 («Юный Пионер»).

Из-за малого радиуса кривых на дороге, придуманной детьми, «стального коня» пришлось оборудовать нехарактерной для отечественных узкоколейных паровозов бегунковой осью – без неё локомотив мог легко сойти с рельсов в кривых.

На фотографиях бросается в глаза необычно короткая дымовая труба и миниатюрность всей конструкции в целом. Поскольку при проектировании дороги был выбран нестандартный габарит приближения строений, паровоз пришлось делать очень низким – всего 2,75 м от головки рельса до самой верхней точки.

С пассажирскими вагонами в те времена было несколько проще, но и их, из-за нестандартного габарита, пришлось строить по специальному проекту. Шесть деревянных 12-местных двухосных вагонов было построено на субботниках комсомольцами Днепропетровского вагоноремонтного завода. (Впоследствии вагончики послужили прототипом для подвижного состава Мелитопольской и Ростовской ДЖД. Два из них до сих пор можно увидеть стоящими в качестве памятников в Днепропетровске: один на ДЖД, другой в вагонном депо).

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#Железная дорога #Приднепровская магистраль #сезон #056
0,0
Оцените первым
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Авторизируйтесь, чтобы оценить

Комментарии

Объявления
live comments feed...