В 2017-м одноименный репортаж Павла победил в конкурсе художественного репортажа имени Майка Йогансена «Заступник».

Павел сделал, на первый взгляд, очень простую вещь - проехался электричками от Харькова до Ковеля и описал людей, которых встретил, и диалоги и ситуации, свидетелем или участником которых стал. Жюри «Самовидця» единогласно признало этот динамичный и метафорический репортаж победителем.

Член жюри конкурса Олег Криштопа отметил: «Верю, что это звезда не только украинского, но и мирового репортажистикы. Майк Йохансен, чьим именем (недаром) назван конкурс, пожалуй, переворачивается в гробу - от удовольствия. Его иронию омрачен, его легкость превзойден ».

Этот репортаж стал для автора началом работы над книгой, в основе которой - путешествия электричками по периметру страны.

«Репортаж Павла Стеша документирует знакомую разнородную реальность, в которой переплелись анекдоты о Брежневе, контрабанда, выпивка, шумные дети, таксисты, популярные песни из 90-х и, конечно, ржавчина. В тесных пространствах электричек и на провинциальных вокзалах довольно трудно быть наблюдателем: быстрое и неприкрашенежиттяпритуляеться к тебе и не лишаеиншоговибору, как взаимодействовать с ним. Електричкивиштовхнути на культурнимаргинесы, но, когда ими издитьвеличезначастканаселення; нет лучшего способа понять свою страну, нижзатеставшисьпомиж «неудобных» граждан, став маргиналом на маргинесах », - говорится в аннотации к книге.

Павел работал над книгой около полутора лет. «Но стоит сказать, что это была довольно нерегулярная работа. Просто ехал в каждый следующий маршрут, как только появлялись для этого время и деньги », - объясняет репортажист.

«Книга о путешествии, но одновременно и о топтание на месте. В ней есть одна из реальностей нашего общества, не слишком привлекательная, поэтому мало представлена ​​в наших медийных просторах. Книга состоит из четырех разделов - это отдельные поездки севером, западом, югом и востоком страны. Вместе они формируют некий маршрут кругосветного путешествия Украины на электричках, - рассказывает Павел Стех. - Почему электрички? Потому что, на мой взгляд, пригородные поезда является хорошим зеркалом, в котором можно хорошо рассмотреть свою страну. Возможно, кто-то скажет, что нельзя судить об обществе, несмотря на измученных пассажиров электричек. Но на самом деле разница между ними и пассажирами метро не такая уж и большая. Особенно если послушать и первых, и вторых ».

Книга проиллюстрирована фотографиями харьковского художника Гамлета Зиньковского.