«Арт-терапия для всех!» - цикл практических семинаров http://psihologiya.dp.ua/artTherapy.php

Цели программы:

практическое освоение современных арт-терапевтических методов, позволяющих эффективно решать различные задачи:
- диагностика по продуктам творчества;
- быстрый способ наладить контакт даже с неразговорчивым собеседником;
- безопасный вариант снятия стресса, агрессии, страха;
- мягкая психокоррекция на этапе занятий прикладным творчеством;
- поиск ресурсных возможностей.

Участники: семинары рассчитаны на специалистов, студентов, и всех интересующихся практическими аспектами арттерапии.

Формат программы: Продолжительность программы - 8 модулей, на изучение каждого отводится 2 дня (суббота, воскресенье). Занятия также проводятся один раз в неделю по средам с 18 00 до 20 00.

Формы работы: лекционные блоки с применением мультимедийных средств (видеомузыкальные презентации, видеоматериалы), групповые дискуссии, арт-терапевтические сессии, групповая и индивидуальная работа над заданиями, супервизия практики.

Раздаточные материалы включают:
а) изложение основных материалов семинара-тренинга;
б) словарь терминов и методик;
в) список литературы;
Результаты: семинар-тренинг позволяет участникам получить знания о новых подходах в работе с клиентами, освоить новые инструменты для профессиональной деятельности. По итогам работы выдается Сертификат участия в семинаре от Восточноукраинской ассоциации арт-терапии и медико-психологического центра г. Днепр..

Цикл практических семинаров
I модуль (4 дня)
Базовые техники арт-терапии.
• Общий обзор современной арт-терапии ее отдельных форм и направлений.
• Психологические концепции цвета.
• Метод цветоструктурирования графического образа и его применение в диагностике эмоциональных и познавательных нарушений. Техника «Я - Образ». Работа с цветовыми картами. Медитативные техники на цвет (снятие агрессии, тревоги, раздражения, мягкая психокоррекция , восстановление внутреннего баланса)
• Работа с рисунком. Диагностический и терапевтический потенциал рисунка.
• Методики индивидуальной работы с рисунком («настроение», «автопортрет», «фамильный герб», «ассоциативный и свободный рисунок», «2 цвета» – выявление сильных и слабых сторон личности и пр.)

Психоаналитическая арт-терапия.
• Методики психоаналитической арттерапии: «каракули», «ведомое рисование».
• Составление коллажей. Групповая динамика: «Картонные человечки» -коллаж « Мир где они счастливы», «Бинго»
• Монотипии, акватипия.

II модуль (4 дня)
. Арт-терапия в работе с глубинным бессознательным.
• «Метафорический автопортрет - разговор с Душой».
• Ресурсная техника «Дерево». «Путники и деревья»
• Техники поиска ресурсного состояния: « путь», «работа со свободой»
• Семейные взаимоотношения: «Моя семья в образе цветов», «Живой дом», «Барашек в бутылке»
. Перинатальная психология. Работа соснами. Библиотерапия.
• Матрицы по Грофу – техники определения матриц.
• Работа со снами через рисунок.
• «Нерифмованные стихи» - применительно к хокку и танка.
• Психодиагностика через прозу «Опиши подобное»
• Коллаж, юнгианская техника работы со снами.

III модуль(4 дня)
Экзистенциальная арт-терапия, работа с мандалами.
• Возможности арттерапии в прояснении экзистенциальной ситуации клиента как условия построения стратегии психотерапии. Диагностика с помощью мандалы уровня развития Я-духовного, архетип мандалы. «Мандала» - как психотерапевтический инструмент.
• Техники изготовления и работы с мандалами: рисуночные и насыпные, групповые и парные мандалы, готовые мандалы.
Работа с травмами и страхом. Техники детского рисунка
• Рисование руками,
• «Мета-рисунок» - фантазии между строк.
• «Драконовы ключи»
• Метод Сельвер Ролли.
• «Монарт»
• «Кокология»

IV модуль.(4 дня)
Маскотерапия, работа с куклами, марионетками.
• Маска как способ работы с «персоной» и «тенью». Архетипическая маска и архетипическое амплуа, возможности драматизации. Работа с масками в индивидуальном и групповом режиме.
• Архетипическая маска и архетипическое амплуа.
• Психотерапевтические возможности кукол - марионеток, пальчиковых кукол.
• Работа с гримом.
Сказкотерапия.
• Возможности сказки. Эволюция сказочных сюжетов. Сказка как «дверь» в коллективное бессознательное, как указание к действию, как средство обхода «сопротивления».Экспресс-диагностика с помощь сказки. Функции сказки по Проппу.
• Варианты создания клиентской сказки, ее диагностическое значение, пути интерпретации.

V модуль(4 дня).
Основные техники и подходы песочной терапии, как метода арт-терапии.
• Исторические корни песочной терапии. Особенности организация рабочего пространства. Процесс песочной терапии. Этапы работы. Особенности взаимодействия с водой и песком.
• Символы и метафоры песочной композиции. Работа символов в процессе сессии.
• Сказка на песке. Сказка из камня. Техника «Стихии»
Работа с ассоциативно-метафорическими картами.
• Знакомство работы с ассоциативно-метафорическими картами.
• Теоретический анализ ассоциативно-метафорических карт как проективного инструмента.
• Конструирование сказочных сюжетов в группе с помощью метафорических карт. Инсценировка сказки.

VI модуль (4 дня).
Психотерапевтическая работа с глиной.
• «Знакомство» с глиной. Смешивание сухой глины и воды.
• Техники работы с глиной: ресурсы трансформации, экзистенциальные ресурсы метаморфозы. «Сопротивление материала» при лепке. Формирование образов и форм. Диалог со свидетелем. Трансформация форм и позиций. Пауза пребывания внутри «слепленного мира»
• Техники «Слепи свое чувство», «Глиняные каракули», «Кувшин и оружие»
• Изготовление маски из глины.
Техники с элементами символдрамы.
• Техники с элементами символдрамы: «Ваза», «Символы», «Я и мои ресурсы», «Работа с семьей, риск отношений», «Исполнение желаний».

VII модуль (4 дня).
Работа с телом.Танцтерапия.
• Законы телесности. Проблемная анатомия, признаки блоков .Структура формирования мнения.
• Техники ; «Образ собственного тела», «Мое любимое тело», «Узел гнева», « Принцесса и мотодор», «Театр прикосновений» и т.д.
• Танцевальные диалоги: танец – это не искусство, это способ общения (выражение чувства принадлежности, объединения, компетентности…)
Фототерапия. . Элементы психодрамы.
• Фотоерапия. Работа с готовыми снимками. Критерии отбора фотоматериалов. Создание семейных альбомов.

VIII модуль (4 дня).
Работа с элементами психодрамы
• Работа с полярностями
• «Архетипический аракул»
• «Поиск счастья».
• Женское мужское начало
• АРт-коуч

Программу ведут:
Дирявка Ирина - коуч,семейный и детский психолог, сертефицироанный арт-гештальт-терапевтарт, член Восточноукраинской ассоциации арт-терапевтов, организатор фестивалей: для молодежи и семьи «ПСИ-фест» и психологических игр «Зигзаг Удачи», организатор Центра «Психолог и Я».
Криворучко Елена – семейный и детский психолог, сертифицированный арт-гештальт-терапевт, сертификат по телесно-ориентированному подходу, член Восточноукраинской ассоциации арт-терапевтов .