• Головна
  • Исторические хроники. Как Достоевский Екатеринослав строил
11:51, 6 жовтня 2012 р.

Исторические хроники. Как Достоевский Екатеринослав строил

Кто из нас, учась в школе, не штудировал незабвенные монологи Раскольникова из «Преступления и наказания», не зачитывался «Идиотом», не переживал перипетии судьбы главного героя «Игрока»? Романы Федора Достоевского, выдающегося русского писателя и философа, навсегда вошли в сокровищницу мировой литературы.

Однако мало кто знает, что родной брат писателя Андрей Михайлович был известным архитектором своего времени и что его судьба тесно переплетена с историей Екатеринослава.

Андрей Достоевский не был так близок с Федором, как их старший брат Михаил, тоже писатель, но был дружен с ним. Они переписывались до конца жизни великого писателя. Андрей Михайлович отразил этот период в своих «Воспоминаниях» (впервые они полностью были изданы в 1930-м).

Исторические хроники. Как Достоевский Екатеринослав строил, фото-1

Будущий архитектор Екатеринослава родился в 1825 году. Как и Федор Михайлович, он учился в пансионе Л. И. Чермака и собирался поступить на математический факультет одного из университетов. Однако по настоянию брата Михаила переехал в Петербург и пытался вслед за Федором поступить в Главное инженерное училище. Успешно сдать экзамены Андрей так и не сумел и пошел постигать науку в Училище гражданских инженеров (17 декабря 1842 года переименовано в Строительное училище).

Поскольку Андрей Достоевский интересовался точными науками, его не особо заботили дела общественные. Несмотря на это, 23 апреля 1849 года он по ошибке был арестован по делу Петрашевского вместо своего брата Михаила. Пока ошибка выяснилась, Андрей 13 дней просидел в Петропавловской крепости (Михаил Достоевский был арестован только в мае).

Главный управляющий путями сообщения граф Клейнмихель, желая избавиться от архитектора с опальной фамилией, назначил Андрея Михайловича городским архитектором Елизаветграда(Кировоград). Затем Андрей Достоевский служил в Крыму, а в 1860 году был направлен главным архитектором в наш город. Вот каким он увидел Екатеринослав:

Андрей-Михайлович-Достоевский

Андрей-Михайлович-Достоевский

«После безукоризненно чистенького Симферополя город показался и грязным, и худо обустроенным, но значительно большим. В глаза бросилась бульварная улица, прорезывающая город по всей длине его. Посреди ее устроено шоссе, по бокам которого идут в два ряда аллеи, обсаженные деревьями белой акации и каштановыми».

В своих «Воспоминаниях» Достоевский описывает людей, с которыми ему пришлось работать и общаться, в первую очередь высшие чины губернии:

«Граф Сиверс был человек еще не старый, лет 40-45... Он был вдов, имел двух маленьких дочек. Очень симпатичной наружности, с большой бородавкой на лице (отчего и назван Бородавкиным), он слыл дон-жуаном в городе. Как губернатор был очень и очень опытным администратором и с подчиненными вежлив.

Вице-губернатор Михаил Большев был человек пожилой, старый моряк, променявший компас на перо, но оставшийся в душе моряком. Добрейший и простой человек, был всеми любим в городе».

Нашлись и враги: чванливый почтальон Плотников, архитекторский помощник Аркадий Четвериков — гнездо екатеринославских сплетен, секретарь губернатора Краевский, прилюдно назвавший Андрея Михайловича «предателем своих братьев» (по делу петрашевцев), в связи с чем последнему пришлось долго оправдываться.

Лето 1864 года выдалось необычайно жарким, а техника борьбы с огнем была примитивной. Неудивительно, что пожары в городе были не редкостью. Причем огонь «выбирал» исключительно дома зажиточных граждан.

Это вызвало быстро распространившиеся по городу слухи. По свидетельству Достоевского обыватели получали подметные письма с предварением о пожарах, и предварения эти в большинстве случаев подтверждались. Говорили, что «стены зданий намазывались каким-то составом, который от солнечной теплоты воспламенялся и производил мгновенный пожар. О возгорании оповещали колокольным звоном, который удручающе действовал на нервы. Обыватели ежеминутно находились на чеку!

Наиболее широко муссировалась версия о поджогах, устраиваемых «нигилистами», «студентами» и «поляками». «Поджоги приписывались и, вероятно, не без основания, — писал архитектор, — влиянию польской пропаганды».

Эпизод с поджогом, рассказанный Андреем Михайловичем, его брат Федор использовал в своем романе «Бесы».

Интересно отметить, что Федор Михайлович собирался посетить наш город, но по непонятным причинам его приезд в Екатеринослав так и не состоялся.

Запомнился нашему городу Андрей Михайлович несколькими проектами:

— двухэтажным корпусом медицинского института на Соборной площади, где раньше размещалась классическая мужская гимназия;

— каменными арками через балки;

— гостиными рядами в центральной части Екатерининского проспекта — от них до наших дней не дошло ничего.

Кроме того, он был частым посетителем Английского клуба, который считал лучшим в России. Там он не только общался с представителями екатеринославского губернского общества, но, как и старший брат, поигрывал в рулетку.

В 1865 году Достоевского перевели в Ярославль, архитектором которого он был до своего выхода в отставку в 1890-м.

Умер Андрей Михайлович в 1897 году, почти на полтора десятка лет пережив своего знаменитого брата.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...