
Похожи ли ситуации в Украине и Израиле

Израильско-палестинское противостояние вынуждает российскую пропаганду изменять фокус своих ИПСО. Новым трендом российских информационных атак стало сравнение событий в Украине и секторе Газа, конечно же, в пользу кремля.
В Центре противодействия дезинформации при СНБО Украины проанализировали схожие ли ситуации в Украине и Израиле, передает редакция 056.
Новейший нарратив последних публикаций российских и пророссийских СМИ настаивает, что «кровавые сценарии, написанные в Украине с подачи Вашингтона, стали претворяться в жизнь на Ближнем Востоке, где тысячи палестинцев погибли от рук израильской армии». При этом в зеркале российских нарративов Израиль сравнивается с Украиной, сектор Газа – с украинским Донбассом, а арабское меньшинство в Израиле – с русскоязычным населением в Украине.
Что объединяет российскую агрессию против Украины и террористическое нападение группировки ХАМАС и чем они принципиально отличаются?
Во-первых, два события объединяют декларируемые цели боевиков ХАМАС в Израиле и России в Украине. Путин хочет стереть Украину с лица земли, да и ХАМАС, при поддержке Ирана, хочет уничтожить земли Израиля. Соответственно, два события сродни небывалой жестокости нападающих – и страна-агрессорка, и террористическое движение применяют тактику «выжженной земли» и использование гражданского населения как «живого щита». Россияне устраивают резню в Буче, обстреливают жилые дома, бомбят роддом и драматический театр в Мариуполе, где прятались местные жители – это лишь самые резонансные преступления российской армии против мирного населения. Боевики ХАМАС мало чем отличаются – умышленные убийства мирных жителей Израиля, взятие гражданских лиц в заложники, коллективные издевательства, расстрелы жителей пограничных кибуцев и массированные ракетные обстрелы жилых многоквартирных домов в Тель-Авиве.
Во-вторых, попытки российской пропаганды сравнить палестинцев с русскоязычными жителями украинских регионов как главную причину войны в Палестине и Украине обречены на поражение. Ведь еврит в еврейском государстве, состоящем из переселенцев всего мира, стал несомненным фактором, сформировавшим израильскую идентичность, объединившим и сплотившим нацию в многолетней борьбе за существование. Кстати, как русскоязычные переселенцы, так и палестинские гастарбайтеры и арабское меньшинство в Израиле в быту общаются исключительно на иврите и никаких противоречий по этому поводу никогда не возникало (арабоязычные дети изучают иврит с четвертого класса). Такая государственная стратегия позволила Израилю создать страну этнонациональную по своей идеологии и одновременно мультикультурную по содержанию. Поэтому стратегия на доминирование государственного языка в Украине преследует ту же цель создания единой украинской нации, не нарушая при этом культурной самоидентификации меньшинств, находящихся на ее территории.
В-третьих, в военном плане главное отличие состоит в том, что Украина воюет с ядерным государством, а Израиль – с боевиками террористических формирований. В отличие от Украины Израиль способен быстро полностью зачистить свою территорию от плохо вооруженных террористов, а Украине противостоит мощный противник с ядерным оружием, преодолеть которого без помощи Запада Украина не способна. Также пребывание Израиля в условиях перманентной войны с палестинскими боевиками в окружении агрессивно настроенных стран арабского мира переориентировало весь комплекс военных мер на победу больших по численности врагов. В Израиле практически нет невоевавших, значительная часть молодежи служила и участвовала в том или ином конфликте. Это отличается от ситуации в Украине, которая со времен независимости не выбрала этот путь, добровольно потеряла ядерное оружие и только создала боеспособную армию. Кроме того, даже многие победы Израиля в военных конфликтах на Ближнем Востоке не обеспечили стране окончательного уничтожения врага и достижения стабильного мира. Именно поэтому наряду с важностью победы для Украины такое принципиальное членство в НАТО может остановить российские посягательства завоевать Украину в будущем.
В четвертых, в отличие от коллективного Запада, чьи военные не принимают непосредственного участия в войне в Украине и Израиле, россия безусловно влияет на события в Израиле и Палестинской автономии. Кремль имеет в регионе своих военных, поддерживает тесные связи с Корпусом стражей Исламской революции, боевиками «Исламского джихада», ХАМАС и другими аффилированными с Ираном группировками, которые под наблюдением российских инструкторов проходят подготовку в Сирии. Это дает россиянам возможность не только влиять на Иран и Сирию, но и на полевом уровне общаться с ХАМАСом и другими группировками.
Так что, безусловно, новейшая израильская история восходит к украинским событиям, но совсем не так, как их пытается трактовать российская пропаганда.