После прекращения американской грантовой поддержки медиа Днепропетровщины начали искать новые модели выживания и делают ставку на создание собственных сообществ для взаимодействия с аудиторией и привлечения финансирования.
После прекращения в январе 2025 года американской финансовой помощи USAID первой реакцией украинских медиа стал шок. Ведь многие из нихмогли работатьименно благодаря этому. После прохождения всех стадий принятия украинские и днепропетровские медиа, в частности, стали активно искать другие источники финансирования. Одним из таких способов привлечения аудитории стало создание сообществ, где читатели могли поддержать любимое медиа. Мы узнали у медийщиков Днепропетровщины, как работают их сообщества и на что они делают ставку в финансовой поддержке собственных медиа.
Сайт 056.ua: ставка на аудиторию
После завершения грантовой помощи от американского правительства команда сайта поняла, что ее основной силой является их аудитория. «Поэтому мы сделали акцент на том, чтобы создавать контент, действительно интересный и полезный людям, и одновременно давать им возможность взаимодействовать с нами: оставлять комментарии, делиться своими мыслями, участвовать в опросах», - делится главная редакторсайта 056.uaЕкатерины Охотник.
Основным инструментом здесь стала работа с аудиторией в соцсетях. По словамЕкатерины Охотник, команда издания повысила качество контента, он стал более креативным и увлекательным, чтобы побудить читателей возвращаться именно к ним. «Мы пробуем разные подходы. Во-первых, концентрируемся на более качественном и интересном контенте, который сам по себе привлекает людей. Во-вторых, экспериментируем с интерактивами в соцсетях, опросами, рубриками, которые стимулируют аудиторию оставаться с нами и активно участвовать», – делится главная редактор сайта.
Для издания 056.ua эти методы стали очень эффективными. Благодаря им, говорит редактор, увеличились просмотры, а активность читателей в комментариях подтверждает интерес аудитории.
Кроме узнаваемости, доверия и кликабельности, взаимодействие с аудиторией дало изданию еще и рекламные возможности.
Dnipro.media: развитие коммьюнити и реклама
Для днепровского независимого издания, начавшего работать в 2025 году, прекращение американской грантовой поддержки стало критическим. Шеф-редакторDnipro.mediaНика Егороварассказывает, что грантовые выплаты не осуществили полностью и редакция срочно нуждалась в помощи.
Даже в таком базовом формате изданию удалось объединить 25 постоянных подписчиков. Что касается эффективности сообщества, то, по словамНики Егоровой, это важный инструмент диверсификации, но рассматривать его как полноценную альтернативу грантовому финансированию для независимого медиа — нереалистично, по крайней мере, пока.
В целом финансовая ситуация в издании с февраля 2025 года остается стабильно тяжелой.
Команда активно подавала грантовые заявки и некоторые, даже несмотря на значительную конкуренцию, удалось получить. В частности, грант от Lviv Media Forum и институциональная поддержка от EED.
Кроме запуска рекламы, команда издания видит потенциал для развития сообщества и уже имеет четкий план, а именно: создание полноценной страницы для донатов, закрытого чата для донаторов, разработка читательского кабинета с дополнительными возможностями и проведение офлайн-ивентов в Днепре для участников сообщества.
«Первый Криворожский»: работа с бизнесом
Для криворожского медиа«Первый Криворожский»прекращение грантовой поддержки также было критическим. Но благодаря European endowment for democracy, которые, по словам исполнительного директора онлайн-медиа «Первый Криворожский»Софии Скибы,финансируют большую часть работы команды, медиа удалось удержаться.
Сообщество же «Первого Криворожского» существует уже третьи годы. Но, по словам исполнительного директора,этот инструмент не слишком эффективен для привлечения дополнительных средств.
«Первый Криворожский» агитирует своих читателей приобщаться к закрытому сообществу медиа.
Привлечение дополнительных средств команда Первого Криворожского начала активнее общаться с местным бизнесом. В частности, 28 июля команда издания организовала первый«Бизнес-движ»– неформальную встречу для предпринимателей из Кривого Рога и Киева. Целью мероприятия было знакомство, возможность поделиться опытом и готовностью к сотрудничеству с медиа.
Желтые Воды. City»: поддержка аудитории и поиск грантов
Сообществоинтернет-издания «Желтые Воды. City»создали в феврале 2025 года сразу после прекращения грантовой помощи от США. По словам главного редактора медиаПавла Ештокина,сейчас она насчитывает 30 донатящих людей.
Но назвать сообщество эффективным инструментом привлечения дополнительных финансов главред не может:
В целом финансовая ситуация с начала года в СМИ не улучшилась.
Несмотря на финансовую нестабильность, интернет-изданию удалось значительно увеличить свою аудиторию и узнаваемость. В частности, за последний месяц количество новых подписчиков в Facebook увеличилось на 1000 подписчиков.
Поэтому отсутствие американской донорской поддержки стимулировало медиа изменяться, искать новые методы и инструменты для работы с аудиторией. И пусть пока сообщества медиа не могут заменить грантовую помощь, но это неплохая дополнительная, хотя и незначительная, финансовая поддержка для медиа Днепропетровщины.
Екатерина Лысюк, региональный представительИнститута массовой информациив Днепропетровской области.