Работа с аудиторией: дает ли результаты развитие совместно медиа Днепропетровщины

После прекращения американской грантовой поддержки медиа Днепропетровщины начали искать новые модели выживания и делают ставку на создание собственных сообществ для взаимодействия с аудиторией и привлечения финансирования.

После прекращения в январе 2025 года американской финансовой помощи USAID первой реакцией украинских медиа стал шок. Ведь многие из нихмогли работатьименно благодаря этому. После прохождения всех стадий принятия украинские и днепропетровские медиа, в частности, стали активно искать другие источники финансирования. Одним из таких способов привлечения аудитории стало создание сообществ, где читатели могли поддержать любимое медиа. Мы узнали у медийщиков Днепропетровщины, как работают их сообщества и на что они делают ставку в финансовой поддержке собственных медиа.

Сайт 056.ua: ставка на аудиторию

После завершения грантовой помощи от американского правительства команда сайта поняла, что ее основной силой является их аудитория. «Поэтому мы сделали акцент на том, чтобы создавать контент, действительно интересный и полезный людям, и одновременно давать им возможность взаимодействовать с нами: оставлять комментарии, делиться своими мыслями, участвовать в опросах», - делится главная редакторсайта 056.uaЕкатерины Охотник.

Основным инструментом здесь стала работа с аудиторией в соцсетях. По словамЕкатерины Охотник, команда издания повысила качество контента, он стал более креативным и увлекательным, чтобы побудить читателей возвращаться именно к ним. «Мы пробуем разные подходы. Во-первых, концентрируемся на более качественном и интересном контенте, который сам по себе привлекает людей. Во-вторых, экспериментируем с интерактивами в соцсетях, опросами, рубриками, которые стимулируют аудиторию оставаться с нами и активно участвовать», – делится главная редактор сайта.

Для издания 056.ua эти методы стали очень эффективными. Благодаря им, говорит редактор, увеличились просмотры, а активность читателей в комментариях подтверждает интерес аудитории.

«Люди возвращаются по новым материалам, советуют наш сайт друзьям, а мы стараемся давать еще более интересный контент. Это постепенное, но стабильное развитие: сообщество растет, а взаимодействие с читателями становится более искренним и живым», – радуетсяЕкатерина Охотник.

Кроме узнаваемости, доверия и кликабельности, взаимодействие с аудиторией дало изданию еще и рекламные возможности.

«Когда аудитория заинтересована и активно взаимодействует с контентом, растут просмотры, а это напрямую позволяет менеджерам продавать больше рекламы. Сейчас финансовая ситуация стабильна, хотя ресурсы, конечно, ограничены. Мы не зависим от грантов и живем за счет рекламы, продаваемой благодаря активной аудитории. Это заставляет нас постоянно работать над качеством контента и формировать сообщество, реально ценящее нашу работу. Такой подход позволяет нам оставаться независимыми, планировать развитие и одновременно экспериментировать с новыми форматами, которые заинтересуют читателей», – делится главная редактор 056.uaЕкатерина Охотник.

Dnipro.media: развитие коммьюнити и реклама

Для днепровского независимого издания, начавшего работать в 2025 году, прекращение американской грантовой поддержки стало критическим. Шеф-редакторDnipro.mediaНика Егороварассказывает, что грантовые выплаты не осуществили полностью и редакция срочно нуждалась в помощи.

«Мы обратились к друзьям и читателям, запустили несколько призывов в соцсетях и разместили баннер на сайте Dnipro.media с прямой ссылкойна Monobase. Так начала формироваться база первых постоянных подписчиков», – делитсяНика Егорова.

Даже в таком базовом формате изданию удалось объединить 25 постоянных подписчиков. Что касается эффективности сообщества, то, по словамНики Егоровой, это важный инструмент диверсификации, но рассматривать его как полноценную альтернативу грантовому финансированию для независимого медиа — нереалистично, по крайней мере, пока.

«Сообщество может дать четкий сигнал, что твоя работа действительно важна для аудитории. Но, как показывает практика коллег, такие поступления редко перекрывают более 10–15% необходимого бюджета. Так как способ монетизации этот инструмент имеет, скорее, среднюю эффективность. Но как дополнительный канал финансовой поддержки, подтверждение лояльности аудитории и способ развития комьюнити, объединенного общими ценностями, очень ценен», – констатируетНика Егорова.

В целом финансовая ситуация в издании с февраля 2025 года остается стабильно тяжелой.

«С февраля до июня 2025 года мы фактически были без финансирования и содержали редакцию за свой счет учредителей. Пять месяцев работали без зарплат — это был очень сложный период», – рассказывает главный редактор издания.

Команда активно подавала грантовые заявки и некоторые, даже несмотря на значительную конкуренцию, удалось получить. В частности, грант от Lviv Media Forum и институциональная поддержка от EED.

«Это очень радует, а также означает большую ответственность и необходимость активно работать над диверсификацией доходов, в частности, запуском рекламного отдела и развитием сообщества. Пытаемся активнее запускать рекламу: это сложно, но перспективно. Рекламные материалы на начальном этапе, однако мы видим потенциал в этом и постепенно его развиваем. Мы ощущаем сильное давление, но в то же время большую ответственность перед собой и нашими читателями», – делится шеф-редактор.

Кроме запуска рекламы, команда издания видит потенциал для развития сообщества и уже имеет четкий план, а именно: создание полноценной страницы для донатов, закрытого чата для донаторов, разработка читательского кабинета с дополнительными возможностями и проведение офлайн-ивентов в Днепре для участников сообщества.

«Первый Криворожский»: работа с бизнесом

Для криворожского медиа«Первый Криворожский»прекращение грантовой поддержки также было критическим. Но благодаря European endowment for democracy, которые, по словам исполнительного директора онлайн-медиа «Первый Криворожский»Софии Скибы,финансируют большую часть работы команды, медиа удалось удержаться.

Сообщество же «Первого Криворожского» существует уже третьи годы. Но, по словам исполнительного директора,этот инструмент не слишком эффективен для привлечения дополнительных средств.

«У нас не изменилась ситуация. Был эпизодический подъем, но ситуация кардинально не изменилась. Этих средств не хватает даже на оплату работы менеджера, работающей по направлению. То есть это закрытие банковских комиссий, разниц на проектах и т.д. Для нас этот инструмент не очень эффективен. Но пробуем разные форматы— найдем свой. Вот на днях мы объявили о формировании закрытого чата. Пробуем. Для нас сообщество — это не о деньгах, к сожалению и к счастью», – делится исполнительный директор онлайн-медиа «Первый Криворожский».

«Первый Криворожский» агитирует своих читателей приобщаться к закрытому сообществу медиа.

Привлечение дополнительных средств команда Первого Криворожского начала активнее общаться с местным бизнесом. В частности, 28 июля команда издания организовала первый«Бизнес-движ»– неформальную встречу для предпринимателей из Кривого Рога и Киева. Целью мероприятия было знакомство, возможность поделиться опытом и готовностью к сотрудничеству с медиа.

«Мы активнее начали развивать сообщество бизнесов вокруг медиа, проводим для них мероприятия. Видим, что предприниматели готовы поддерживать нас информационно – побуждать свою аудиторию донатить нам, репостить и т.д. Это тоже приятно. И это тоже поддерживает ментально нашу команду», – радуетсяСофия Скиба.

Желтые Воды. City»: поддержка аудитории и поиск грантов

Сообществоинтернет-издания «Желтые Воды. City»создали в феврале 2025 года сразу после прекращения грантовой помощи от США. По словам главного редактора медиаПавла Ештокина,сейчас она насчитывает 30 донатящих людей.

«Большинство участников нашего сообщества – это местные предприниматели, которые за членство в сообществе бонусом получают скидку на размещение рекламы; другие – имеют политические причины, поэтому поддерживают нас как независимое медиа, другие просто влюблены в медиа и так чувствуют свою причастность», – говоритПавел Ештокин.

Но назвать сообщество эффективным инструментом привлечения дополнительных финансов главред не может:

«Сообщество не оккупирует все активности, которые мы планировали делать. К примеру, платная подписка дает примерно 6000 гривен в месяц. На эти деньги мы физически не можем, например, организовать какое-то событие, ведь только на рекламу, организацию, фото и видео нам нужно где-то 20000 гривен. Итак, мы физически не потянем организацию интересной активности для наших подписчиков», – резюмирует главный редактор издания.

В целом финансовая ситуация с начала года в СМИ не улучшилась.

«Сейчас больше ищем и подаемся на гранты, но пока отказы. Приняли участие в одном гранте на 1000 фунтов, это 50 000 грн, здесь все получилось, плюс нам предоставили технику: смартфон и штатив. Ищем финансирование дальше. Каждый день есть разговоры с предпринимателями или активными деятелями. Предлагаем запартнериться на разных условиях. Но в общем-то дефицитная история. У нас 50% недофинансирования! Дофинансируем из своего кармана, но и должны искать другие подработки. Главное, что сократили все, что можно и больше занимаемся продажами и рекламой своих услуг. Дальше если сокращаться, то это закрывать ФЛПы и работать как ОО с маленькой активностью», – подводит неутешительные итогиПавел Ештокин.

Несмотря на финансовую нестабильность, интернет-изданию удалось значительно увеличить свою аудиторию и узнаваемость. В частности, за последний месяц количество новых подписчиков в Facebook увеличилось на 1000 подписчиков.

«Youtube – где-то на 100, Telegram и ТикТок, в среднем, до 50 новых подписчиков в месяц. Чуть-чуть буксует Instagram, но общая аудитория – это где-то до 25000 уникальных, под 120000 просмотров. Наша аудитория растет как на дрожжах. Это просто невероятно радует. Мы нашли алгоритмы под общину, то есть темы, которые заходят людям, ну и, конечно, рылсы очень «залетают». В целом же это трехлетняя работа начала сейчас давать свои плоды. Ибо кто тогда еще три года назад нас знал? А сейчас – это уже совсем другая история», – резюмируетПавел Ештокин.

Поэтому отсутствие американской донорской поддержки стимулировало медиа изменяться, искать новые методы и инструменты для работы с аудиторией. И пусть пока сообщества медиа не могут заменить грантовую помощь, но это неплохая дополнительная, хотя и незначительная, финансовая поддержка для медиа Днепропетровщины.

Екатерина Лысюк, региональный представительИнститута массовой информациив Днепропетровской области.

Новости компаний
17:00, Вчера