Донбасс на Харьковщину и Днепропетровщину: почему это может быть опасно

Глава Днепропетровского облсовета Николай Лукашук назвал законопроект народной депутатки Анны Скороход о перераспределении городов Донетчины и Луганщины между Харьковской и Днепропетровской областями политическим хайпом, а не реальной реформой.

В Верховной Раде зарегистрировано постановление народной депутат Анны Скороход, которая предлагает перераспределение подконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей между Харьковской и Днепропетровской областями. Инициатива вызвала критику среди местных властей, в частности, председателя Днепропетровского областного совета Николая Лукашука, который сомневается в целесообразности и потенциальных последствиях этого законопроекта.

Что предполагает законопроект

Документ №13666, представленный 20 августа, предлагает:

  • В Харьковскую область: Краматорск, Славянск, Дружковка, Часов Яр, Лиман и Северск.
  • В Днепропетровскую область: Покровск, Доброполье и Мирноград.

В пояснительной записке отмечено, что из-за боевых действий административные связи между общинами разорваны, что затруднило финансирование образования, медицины и социальной помощи. Формально это представляется как внутренняя административная переналадка, а не смена государственных границ.

Реакция властей

Председатель Днепропетровского областного совета Николай Лукашук выразил серьезные оговорки:

«Лично я не верю в эту законодательную инициативу. Такие шаги можно рассматривать как уступку российской пропаганде о «несостоятельности» этих областей и создают опасный прецедент для будущих территориальных манипуляций».

Он подчеркнул важность исторической идентичности Донбасса и Луганщины:

"Перекраивать эти области под условные схемы означает обесценивать их историческую идентичность".

Лукашук также подверг сомнению пользу инициативы для жителей:

«Это постановление не дает ни безопасности, ни лучших услуг, ни социальных гарантий. Напротив — показывает отрыв инициативы от жизни граждан, ежедневно вынужденных убегать от обстрелов».

Единственное, с чем он согласился — потенциальная экономия на содержании двух областных военных администраций, однако это можно реализовать другими механизмами.

Дополнительный анализ

  • Политический контекст. Инициатива возникает во время войны и активных геополитических переговоров. Любые изменения в статусе территорий в настоящее время могут быть восприняты как слабость и использовать российскую пропаганду.
  • Административная практика. Подобные реформы уже происходили в 2020 году, когда 490 старых районов объединили в 136 новых. Тогда изменения не затрагивали государственные границы и имели целью оптимизацию управления.
  • Социальные опасности. Для переселенцев и жителей подконтрольных территорий изменения административного подчинения не гарантируют быстрого доступа к услугам или повышения безопасности.
  • Возможны последствия. Если инициатива будет воспринята как уступка или политический пиар, это может создать опасный прецедент для будущих манипуляций с территориями и повлиять на доверие граждан к государственным институтам.

В итоге инициатива по перераспределению городов Донбасса и Луганщины вызывает больше вопросов, чем дает решений. Формально это административная реформа, однако ее реальные последствия могут затронуть историческую идентичность регионов, создать прецедент для политических манипуляций и оставить без ответа главные проблемы жителей, ежедневно живущих в условиях войны.

Партнерский спецпроект
15:00, Сегодня