Ромб, цветок и огонь: чем особенная вышиванка из Днепра и зачем ее одевают сейчас

Несмотря на войну и отсутствие массовых мероприятий, в Днепре и области День вышиванки становится не праздником, а молчаливой манифестацией силы, памяти и сопротивления.

Несмотря на войну, отсутствие праздничных мероприятий и ежедневные угрозы, в Днепре и области 15 мая — в День вышиванки — горожане и жители деревень традиционно надевают национальную одежду. В этом году без массовых праздников, концертов и шествия — но с глубоким содержанием, только усилившимся в условиях полномасштабной войны.

История Дня вышиванки

Идея Дня вышиванки зародилась в 2006 году в Черновцах, когда студентка Леся Воронюк предложила своим одногруппникам один день в году приходить в университет в вышиванках. Инициатива быстро распространилась по другим городам, а уже через несколько лет День вышиванки стал национальным праздником, хотя официальным государственным выходным так и не стал.

Праздник не привязан к религиозной дате и всегда отмечается в третий четверг мая. Оно призвано популяризировать украинскую культуру, традиции и идентичность через обыкновение носить вышитую рубашку.

После начала войны в 2014-м, особенно после полномасштабного вторжения в 2022-м, День вышиванки приобрел еще большее значение — теперь это не только праздник культуры, но и день молчаливого сопротивления, единства и уважения.

Без сцены, но с достоинством: день вышиванки 2025 года в Днепре

В центре города не слышно музыки, нет сцены или торжественного шествия. Однако по улицам идут люди в вышиванках. На остановках, в маршрутках, в аптеках, на работе — кто-то надел вышитую рубашку впервые за несколько лет, кто-то не снимал ее с первых дней войны.

«Я надеваю вышиванку не для кого-то. Это моя броня, мое знамя, моя память», — говорит Марина, волонтер из Новомосковска.

Такие истории раздаются по всей Днепропетровщине. И хотя организованных мероприятий нет, особенно в приграничных районах, где действуют запреты на массовые собрания, символическое значение вышиванки только возросло.

Что означают символы на вышиванках Днепровщины

Днепровский регион - перекресток культур. Здесь издавна вышивали сорочки и в степных, и в лесостепных общинах. Элементы, часто встречающиеся на вышивках из этого региона:

  • Ромб – символ плодородия, земли, материнства. В казацких вышивках его шили вокруг груди, чтобы запирать силу внутри.
  • Цветок – это не только красота, но и олицетворение жизни, рода. Чаще цветок вышивался красной нитью — как символ энергии и защиты.
  • Огонь или звезда — восьмилучевые фигуры, означающие очищение, внутреннюю силу, борьбу с тьмой. Именно этот символ очень часто сейчас воспроизводят в вышиванках, которые шьют на передовую.

«Когда мы передаем вышитые обереги или салфетки военным, всегда включаем элемент огня. Потому что о свете, который держит наши позиции», — объясняет Ирина Вовк, мастер из Каменского.

Почему вышиванка стала броней во время войны

Еще с 2014 года вышиванка перестала быть просто одеждой в праздник. С началом полномасштабного вторжения ее роль изменилась до конца. Она стала манифестом – каждая нить как ответ «мы являемся», каждый шов – как обещание «не сдадимся».

В Днепре вышиванку носят:

  • волонтеры – под бронежилетами, под формой;
  • врачи - в больницах, где лечат раненых;
  • учителя – в школах, где нет укрытий, но есть дети и надежда;
  • переселенцы – как символ принадлежности к дому, даже если его разрушили.

«Мне привезли рубашку из Бахмута. Там разрушен дом, но вышиванка уцелела. Теперь она со мной здесь, в Днепре», – делится переселенка Елена.

Вышиванка в тылу и на фронте: миссия продолжается

В Днепропетровской области уже несколько лет продолжается инициатива «Вышиванка на передовую». Волонтерские группы из Павлограда, Синельниково, Марганца и других городов шьют рубашки, вышитые полотенца и обереги для военных.

Волонтер Наталья из Покрова рассказывает:

«Мы вышили с девушками всю ночь. На рукаве вышили стилизованный трезубец, на груди ромб. Передали ребятам в Купянск. Один из них потом написал, что в ней пережил свой самый страшный обстрел. Говорит: не знаю, действительно ли она магическая, но точно родная».

Вместо парада – селфи и память

В соцсетях 15 мая много сообщений с хештегом #ДеньВишиванки. Люди из Днепра и области постятся фото, где они в вышитом — на фоне подвала, у пункта несокрушимости, в госпитале, перед обстрелом. Часто на фото еще кто-то — тот, кого уже нет рядом.

«Это фото с моим братом. В прошлом году в День вышиванки мы вдвоем вышли из укрытия и сфоткались. Он погиб в сентябре. Я снова надела эту рубашку. Потому что мы держимся».

Современная вышиванка из Днепра: от моды до протеста

В городе все больше появляется локальных брендов, работающих с этнотематикой. Дизайнер Яна Мельник из Днепра говорит:

«Наши вышиванки не о фольклоре, а о силе. Мы переосмысливаем символы – ромб становится шевроном, огонь – знаком сопротивления, а цветок – напоминанием, ради чего мы стоим».

Несмотря на отсутствие громких праздников, Днепр еще раз доказал: вышиванка — это не шоу. Это оружие культурного сопротивления.

Почему вышиванка важна именно сейчас: коротко

  • Это маркер идентичности. Она напоминает, кто мы, когда все пытаются стереть вокруг.
  • Это оберег. Ее вышивают для военных, кладут в рюкзаки, передают на передовую.
  • Это мост между поколениями. В каждой рубашке — память о бабушке, маме, земле.
  • Это акт сопротивления. Когда нельзя говорить – говорят нити.

И даже если на улицах Днепра не играет музыка и не идет походка, каждый ромб, цветок или пламя на рубашке – это ответ на вопрос: почему мы держимся.

Политическая реклама
11:00, Вчера