В ответ на путинскую военную агрессию против Украины США и ЕС ввели беспрецедентные санкции, направленные на ограничение способности кремля финансировать войну. В 11 санкционных пакетов и 13 тыс. различных ограничений (больше чем количество санкций против Ирана, Кубы и Северной Кореи вместе) попали российская банковская система, промышленность и энергоносители. Масштабные санкции были направлены против представителей российской элиты и крупного бизнеса. Предполагалось, что наложение экономических потерь на российскую элиту лишит кремль политической поддержки, поразит цепи военного снабжения и закроет путину доступ к оборудованию, технологиям и услугам, необходимым ему для ведения войны против Украины.
В Центре противодействия дезинформации при СНБО Украины проанализировали, что мешает эффективности западных санкций против россии
В конце второго года войны аналитики Atlantic Council, Йельского университета и Института Карнеги оценили, насколько экономические санкции Запада повлияли на способность кремля вести войну против Украины.
Более 1100 международных компаний полностью прекратили работу в россии, которая оказалась не способной полностью заменить их работу. Введенная G7 в декабре 2022 года предельная цена на российскую нефть в $60 за баррель на начальном этапе привела к потере рф примерно $47,3 млрд доходов.
Однако стоит признать, что введенные коллективным Западом ограничения постепенно теряют эффективность. Более того, российская экономика демонстрирует признаки умеренного восстановления, что позволило минфину рф заложить в бюджет 2024 года рекордные объемы расходов на войну.
Почему так произошло?
Во-первых, западные санкции имели лазейки, исключения или недостатки, которыми и воспользовалась россия. Поэтому, запрет SWIFT был половинчатой мерой, которая не распространялась на банки, проводящие энергетические операции. В результате, "Газпромбанк" и "Сбербанк" сохранили доступ к SWIFT, поскольку осуществляли платежи при торговле энергоносителями и без каких-либо ограничений могут проводить международные банковские операции. Кроме того, рф подготовилась к такому развитию событий, создав собственную систему банковских платежей "Мир".
Оказалось, что экспортные ограничения цен на нефть не имеют надежного механизма принуждения, поэтому несмотря на запрет рф продает нефть дороже $60 за баррель (в сентябре и октябре цена экспорта российской нефти превысила $80 долларов за баррель).
В ответ на полный запрет ЕС экспорта российских алмазов, кремль переориентировал его в третьи страны, в частности ОАЭ.
Хотя счета рф на Западе были заморожены, кремль накопил свои золотые запасы задолго до вторжения 2022 года, что позволило смягчить санкционный эффект и сдержать падение курса рубля, а соответственно и уровня жизни россиян.
Во-вторых, хотя западные санкции и нанесли существенный ущерб российской экономике, доходы от продажи нефти обеспечили кремлю важнейший поток финансирования, а предприятия ищут возможности для обхода ограничений. Так, обойти ограничения цен на нефть кремль смог благодаря так называемому теневому флоту, когда рф скупала или брала в аренду старые танкеры с неизвестными владельцами и без страхования (или со страховыми договорами не с западными компаниями) доставляла свою нефть.
На фоне запрета США и союзниками экспорта в рф товаров и технологий военного и двойного назначения и введения многостороннего экспортного контроля, россия начала закупать военные компоненты через посредников и производителей в третьих странах, в т.ч. и западных. Например, 75% американских микрочипов было поставлено в рф из Гонконга и Китая. А всего с января по июль 2023 года москва импортировала военных технологий на сумму $798 млн (для сравнения - в первые 5 месяцев войны рф ввезла товаров на $489 млн). Таким образом рф смогла наладить ремонт военной техники - в частности для ремонта самолетов в 2022 году россия импортировала из Китая и Турции запчасти американского производства на $14 млн.
Что делать для исправления ситуации?
Заставить рф удержать цену в $60 за баррель можно путем введения санкций против танкеров, которые транспортируют российскую нефть через территориальные воды стран G7/ЕС и игнорируют стандарты безопасности и необходимость технического обслуживания, что может привести к разливу нефти и экологическим катастрофам. Это заставит Москву для обеспечения международных стандартов безопасности обратиться к западным страховым компаниям, что увеличит себестоимость нефтяных перевозок и, соответственно, уменьшит доходы рф.
С учетом того, что экспорт алмазов является очень ценной заменой валюты для российского бюджета, Западу следует усилить проверку операций с участием компаний, торгующих драгоценными камнями, и убедить неевропейские страны закрыть для россии этот рынок.
Чтобы закрыть лазейку реэкспорта западных военных компонентов, правительства западных стран должны обмениваться информацией с частным сектором для выявления конечных покупателей, а по результатам расследований нарушений экспортного законодательства заводить уголовные дела.