Как получить компенсацию за потерянную или поврежденную на почте посылку

В области почтовых пересылок иногда случаются досадные случаи потери или повреждения посылок. Их можно компенсировать, но и пользователям услуг важно понимать и свое участие в успешной доставке отправки и внимательно отнестись к выбору типа тарифа на пересылку.

Об этом сообщает пресс-служба Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах.

По всему разнообразию типов почтовых отправлений у разных операторов следует понимать основное их различие, и соответственно стоимость услуги по пересылке.

Самая простая – базовая услуга пересылки – это простая почтовая отправка. Его стоимость составляет 12 грн - это эквивалент клеящейся на конверт марки. Такие отправления не регистрируются, опускаются в почтовые ящики и пересылаются оператором только внутри Украины среди общей массы всех отправлений. Стоимость почтовой отправки, имеющей вес уже более 50 граммов, растет соответственно. Но вам следует понимать: компенсация в случае потери такой пересылки отсутствует.

Воспользоваться таким типом пересылок можно только у назначенного оператора почтовой связи – АО «Укрпочта», наделенного государством полномочиями предоставлять универсальные услуги почтовой связи. К универсальным услугам относятся услуги по пересылке: простых почтовых отправлений, регистрируемых писем, в том числе с объявленной ценностью до 2 кг, посылок без объявленной ценности массой до 10 кг, отправлений для слепых массой до 7 кг.

При этом государство (в лице НКЭК) устанавливает тарифы только на простые и регистрированные отправки в пределах Украины массой до 50 грамм.

В случаях, когда пользователь выбирает самый дешевый тариф у назначенного оператора почтовой связи, АО «Укрпочта», отправления оформляются как обычное письмо и не получают трекинговый номер почтового отправления, состоящий из 13 символов и позволяющий отслеживать отправление на всем пути его пребывания от отправителя к адресату (получателю). Как следствие – отследить такую почтовую отправку без номера невозможно. Найти посылку при потере будет очень сложно, поэтому ценные вещи таким образом лучше не отправлять.

При этом в мире, а в том числе и в странах Европы, установлена практика определения стандартов качества услуг по предоставлению универсальной почтовой услуги, базирующейся на измерении процента потерь от доставленной корреспонденции. Например, во Франции назначен оператор почтовых услуг – La Poste – использует метод и модель статистической выборки, которые были согласованы и подтверждены регулятором. Данные предоставляются регулятору с помощью данной модели. Нормы качества, установленные для почтовых отправлений, предполагают, что процент обязательной своевременной доставки внутренней корреспонденции составляет – 95%, а международной – 85%. Контролирует эти нормы национальный регулятор и может применять штрафные санкции за несоблюдение этих процентов.

Если пользователь хочет быть уверенным, что в случае потери отправления он получит компенсацию на определенную сумму, то необходимо указать объявленную ценность пересылки, и тогда 1% от объявленной ценности отправления прибавляется к базовому тарифу. Например, по тарифу «Укрпочта стандарт» из Киева во Львов отправить почтовую отправку массой до 250 г и объявленной ценностью 500 гривен будет стоить: 42+5=47 грн. В случае потери такой отправки оператор должен возместить ущерб в размере суммы объявленной ценности почтовой отправки, стоимости услуги почтовой связи и штрафа в размере 50% стоимости услуги. То есть в случае если ваша регистрируемая почтовая отправка во Львов с объявленной ценностью 500 грн не доехала до адресата во Львове, вы имеете право требовать от оператора 578,75 гривен: 500 (за ценность) + 52,5 (за вес и страхование) + 26 ,25 (50% штраф).

Другие почтовые операторы (а в едином государственном реестре операторов почтовой связи, ведущий НКЭК, их уже более 100) вообще не предлагают клиентам тарифы без страхования. В случае потери или повреждения посылки клиент получает компенсацию по размеру объявленной стоимости – именно от нее будет начисляться стоимость страхования и будет зависеть конечная цена доставки. У некоторых операторов стоимость страхования посылок уже включена в цену доставки. На более дорогие посылки страхования обойдется еще в 0,5% от объявленной стоимости.

Какого бы почтового оператора или тарифа вы не выбрали, важно честно указывать объявленную ценность почтового отправления, так как именно эту сумму вы сможете получить в случае потери или повреждения отправлений. А также ответственно выбирать оператора почтовой связи и предлагаемые ими тарифы на услуги почтовой связи, учитывая все риски и компенсационные механизмы. С реестром всех операторов почтовых услуг можно ознакомиться здесь.

Чтобы быть готовыми к разного рода досадным неожиданностям, предлагаем подробнее просмотреть аллоритм действий при розыске почтовой отправки и зафиксировать, какие документы следует хранить на всякий случай.

1. Для поиска отправленной почтовой отправки отправитель или адресат должен подать оператору почтовой связи соответствующее заявление или обратиться на «горячую линию» оператора по телефону или в мессенджерах.

2. Идентификация регистрируемых почтовых отправлений осуществляется с помощью штрихового кодового идентификатора – тринадцатизначного номера, указываемого в квитанции при заказе услуг.

3. При подаче заявления непосредственно в отделении оператора отправитель или адресат должен предъявить документ, удостоверяющий личность, а также расчетный документ – квитанцию об оплате пересылки.