Безусловной сенсацией этой недели стало решение Палаты предварительного производства Международного уголовного суда (МУС) в Гааге выдать международные ордера на арест президента россии в.путина и уполномоченной по правам ребенка м.львовой-беловой. Основанием для такого решения стала доказанная принудительная депортация в рф 16 226 детей из Донецкой, Луганской, Харьковской и Херсонской областей.
В Центре противодействия дезинформации при СНБО Украины проанализировали грозит ли путину гаагский суд, передает редакция.
МУС существует с июля 2002 года, в его компетенцию входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности. путин стал третьим в истории действующим главой государства, в отношении которого МУС выдает ордер на арест (предыдущие - ливийский лидер М.Каддафи и суданский лидер Омар аль-Башир).
Реакция мирового общества и россии на это решение стала бурной.
Президент США Д.Байден считает решение суда "оправданным" и отмечает, что путин "явно совершил военные преступления".
Пресс-секретарь российского президента д.песков: "...любые подобные решения являются для рф с точки зрения права ничтожными".
Секретарь СНБО Украины А.Данилов: "Китай после решения суда Гааги будет находиться в непростой ситуации".
Министр юстиции Германии М.Бушманн поддержал решение МУС, акцентировав на необходимости большего прогресса на пути создания спецтрибунала.
Зато президент Сербии Вучич отметил: "Ордер МУС на арест путина является шагом к крупнейшему конфликту в истории человечества".
Какие правовые последствия такого решения для путина, Украины и мира?
Во-первых, официальный статус подозреваемого в совершении международного преступления усложнит путину перемещение по миру. Теперь он не сможет выезжать в страны, ратифицировавшие Римский статут и признающие юрисдикцию суда. Среди 123 таких стран Латинской Америки, Африки и ЕС есть и дружественные и нейтральные для РФ страны, такие как Венесуэла, Мексика, Бразилия, Южно-Африканская республика (партнер Москвы по БРИКС), а также Таджикистан, Казахстан, Афганистан и Нигерия. В случае визита путина в одну из этих стран местные власти должны арестовать его. Кроме того, путина могут передать суду 15 других стран, которые еще не ратифицировали Римский статут, но должны уважать ордер на арест.
Во-вторых, решение МУС станет определенным сигналом для окружения путина из числа российских олигархов, которые пытаются обойти санкции и оставить хоть какое-то состояние за пределами рф. Понимание того, что персональное обвинение международного правосудия позволит окружению путина "переписать" на него все преступления и ослабить санкционное давление на их бизнес за рубежом, снимает с олигархов мотивацию дальнейшей поддержки путинского режима, чем разрушает его изнутри.
Для российской оппозиции решение МУС дает повод консолидироваться для смены политического режима в рф.
Для мира решение МУС является свидетельством того, что международное сообщество устало от преступлений диктатора, и четким сигналом того, что путин больше не имеет иммунитета и есть законные основания для его задержания.
Для лидеров стран Запада это является признанием токсичности путина и аргументом к созданию специального международного трибунала по расследованию его преступлений, который должен устранить такой основной недостаток МУС как отсутствие заочного осуждения высшего руководства рф.
Для стран из санкционного списка США и ЕС решение МУС является четким месседжем, что продолжение сотрудничества с подозреваемым в совершении военных преступлений может привести к введению к ним еще более мощных санкций и ограничений. Даже лидеры, ранее лояльные к политике кремля, теперь трижды подумают - стоит ли жать руку российскому президенту или садиться с ним за стол переговоров.
Решение МУС поставит в довольно неудобное положение такого авторитарного партнера путина как Си Цзиньпин. Для китайского лидера становится проблемной целесообразность запланированного на 20-22 марта визита в Москву, где одной из тем обсуждения будет установление мира в Украине. Ведь, когда он будет пожимать руку российскому руководителю, то в глазах мирового сообщества превратится из "миротворца" в соучастника международного преступника.
Для Украины появилось правовое основание требовать ареста путина на территории тех стран, которые признают решение Международного уголовного суда. Также решение МУС является практическим шагом в реализации намерений привлечения России к уголовной ответственности за самое тяжелое преступление в мире - геноцид украинского народа. Ведь, хотя принудительная депортация гражданского населения (согласно статье Римского статута МУС) прямо не подпадает под преступление геноцида, насильственная передача украинских детей в другую группу (российских семей или детдомов) может быть признана актом геноцида, что потенциально позволяет МУС впоследствии переквалифицировать дело.
Обвинение МУС открывает ряд новых возможностей для осуждения преступлений путина и его сторонников. Очевидно, что кремль попытается подорвать позиции МУС и развернет активную пропагандистскую кампанию по дискредитации этого решения, а также будет побуждать своих союзников к выходу из-под его юрисдикции.