Плюсы и минусы украинского образования: чем чреват для нас Болонский процесс
Болонский процесс пустил корни в украинскую систему образования, но возникает вопрос: нравятся ли студентам новые порядки, которые подразумевают под собой борьбу за выживание? Более подробно - читайте в нашей статье.
И так, начнем с исторических сведений: Болонский процесс - это сближения и гармонизация систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация.
Украина присоединилась к Болонскому процессу в 2005 году, и этим она взяла на себя обязательства, определяющие направление и контуры реформы высшего образования.
Стратегической целью Болонского процесса является создание Европейского пространства высшего образования, конкурентоспособного и привлекательного как для самих европейцев, так и для студентов со всего мира. Европейское пространство высшего образования основывается на международном сотрудничестве, он должен устранить преграды и обеспечить широкий доступ к качественному высшему образованию, основанный на принципах демократии и независимости университетов, их научной и исследовательской самостоятельности; активизировать мобильность студентов и научно-педагогических кадров; подготовить молодежь к активной жизни в демократическом обществе, заложить основы для их профессиональной карьеры и личного развития.
Итак, если ссылаться на положения Болонского процесса, то в системе образования стран участниц существуют понятные, а главное сравнимые степени бакалавра (три года), магистра и доктора философии (post-gradual, PhD), составляющие три цикла.
Но что-то пошло не так: вместо трёх лет, которые предусмотрены на получение степени "бакалаврат" - украинские студенты учатся четыре года.
Кстати, степень бакалавра в Украине считается не более чем "неоконченным высшим образованием" (то есть 4 года в университете - это мы так, "шутки шутим"), и в связи с этим, всплывает, откуда ни возьмись, годичная степень специалиста, наличие которой подтверждает полное высшее образование.
Кстати, а где же нашумевшая третья степень «доктора философии»? В 99% ВУЗов Украины таковой вообще не существует, а после окончания магистратуры желающие могут поступить на всем известную аспирантуру, а уж затем стать кандидатом наук.
Напомню, что в документах Болонского процесса прописано черным по белому: В Европе ПРИЗНАЮТ степень, которая получена в другой стране, присоединенной к данной системе. Но... и тут конечно же есть свои нюансы: если посмотреть правде в глаза, то все совершенно не так.
У многих иммигрантов, которые переезжают на ПМЖ в другую страну, возникают весомые трудности с дипломом: например, в Германии степень магистра одного из украинских ВУЗов оказалась равносильной по своей значимости советскому диплому.
Болонский процесс вводит свои особенности преподавания и оценивания, которые отличаются от всем известной пятибалльной системы, а также лекций сменяющихся сессиями с экзаменами. Согласно положениям Болонского процесса, обучение происходит по 100 – бальной системе перезачётов и накопления кредитов.
Теоретически это можно рассмотреть так: помимо скудного курса лекций, студент в течение семестра делает упор на увеличении количества баллов путём самостоятельного поиска информации, подготовки индивидуальных заданий, активного участия в семинарских занятиях и т. д. К концу семестра происходит подведение итогов. Если студент набрал максимум баллов (в идеале 100 – А), он продолжает обучение с сохранением стипендии. Если же он учился неудовлетворительно (минимум Fx), то не зависимо от того контрактник он или стипендиат, его исключают. Борьба за выживание, в которой побеждает сильнейший, – вот принцип обучения в условиях Болонского процесса.
Однако работает ли этот принцип в Украине? Хотел бы привести мнение одного проеподавателя: новую систему оценивания внедрили, лекционные часы сократили. Вот только качество знаний снизилось. Сами студенты порой говорят, что на лекциях они узнают гораздо больше информации от опытных преподавателей, нежели от самостоятельной подготовки к семинарским занятиям. Плюс ко всему в любом предмете есть тонкости, которые требуют дополнительного разъяснения. Как ни крути, но порой набрать достаточное количество баллов удаётся не всем.
Вот потому то и сохранили в украинских вузах и сессии и экзамены – всех не исключишь. По факту, студент, который провалился по кредитно-модульной системе, может смело «реабилитироваться» во время сессии. А в это время процветают «неписанные законы», а также «традиции» и «обычаи» советской системы образования, включая и взятки, и плагиат.
Что ж, на украинской почве, даже Болонский процесс дает сорняки.
И тут назревает вопрос: а чем Болонский процесс лучше системы, которая годами доказывала свое качество? Специфика новой системы на данный момент Украине не по зубам, и это более чем заметно.