
Старинные свадебные обычаи Днепропетровщины
Времена меняются. Сегодня в Днепропетровской области уже и не найдешь тех свадебных традиций, которые были в Украине несколько веков назад. Например, знали ли вы, что преступника не казнили, если он соглашался вступить в брак?
Как рассказывают историки, раньше в Украине существовали разные формы брака, иногда очень интересные: воровство девушек; брак-покупка; свадьба по договору; матриархальный брак (сватанье девушки к парню); сватанье через сваху; освобождение путем брака от смертной казни.
Воровство девушки. Во время танца парень мог украсть девушку даже с богатой семьи. Хлеборобы считались крепостными, но издавна и они пользовались правом и свободой воровать во время танца благородных девиц, даже дочек своего помещика. Но при этом необходимыми качествами были: смекалка и шустрость. Парень со своей «добычей» должен был убежать в соседний лесок и прятаться там не менее 24 часов. Только тогда прощают смельчака, иначе же пропала его головонька. Если украденная девушка желала выйти за него замуж, он был обязан под страхом смертной казни женится на ней; если нет — то парень свободен от наказания.
Интересным обычаем было сватанье девушки к парню: отказывать девушке («дать ей гарбуза») считалось грехом, потому как применялся этот обычай в том случае, когда парень обманул девушку. Эта форма брака была спасительной для девушки.
Освобождение от казни путем брака — это народная украинская традиция. В письменных правовых статутах ее не было, то есть, это был неписаный закон. Спасать от казни могла девушка или вдова, если должны были казнить парня, а также парень — если подсудимой была девушка. При этом брак разрешался только тогда, когда было совместное согласие.
Существует такое поверье: будто бы к толпе, которая сопровождала казака на место казни, навстречу вышла девушка, голова которой была покрыта белым покрывалом. Она подошла к осужденному и во всеуслышание заявила, что хотела бы выйти за него замуж. В тот момент толпа притихла и ждала ответа осужденного. Казак пожелал, что бы девушка сняла покрывало, после чего посмотрел на нее и сказал: «Як мати таку дзюбу вести до шлюбу, ліпше на шибениці дати дубу!» — и пожелал, чтобы его скорее повесили.