Как живется в Днепропетровске переселенцам с Донбасса?
Многие беженцы с юго-востока живут в Днепропетровске уже больше года. Мы собрали истории людей разного возраста и профессий в одном материале. Каждому из них есть, что сказать.
Мама и дочка
Инна давно разошлась с мужем и воспитывала дочку одна. До войны они жили в небольшом городке Луганской области - Свердловске. Когда там начались беспорядки, женщина взяла дочку приехала в Днепропетровск. Здесь прошла юность Инны. Женщина училась в нашем ДНУ. Хорошо, что поддерживала отношения с однокашниками, было к кому приехать.
- Дело в том, что дочка как раз должна была поступать в вуз, - вспоминает Инна. - С началом всех этих событий от поступления в Луганске мы отказались. Ира (дочка) прошла на бюджет в Киеве на дизайн.
Но судьба решила иначе. Из Свердловска Инне позвонили родители и сказали не возвращаться. В пригороде уже слышались канонады обстрелов. Хотя сам город, как выясниться позже, боевые действия практически не коснулись.
Поскольку жить у друзей всё время невозможно, Инна с дочерью перебрались в общежитие недалеко от Южного вокзала. В тот год Ира не поехала учиться.
- Конечно, у нее была бы стипендия, но даже с ней мы не смогли бы вытянуть Иркино проживание в Киеве, - говорит Инна. - За питание и общагу тоже нужно чем-то платить.
За год семья накопила немного денег, и уже в этом году Ира поступила заново на тот же дизайн. Как вы знаете, согласно новым правилам, ВНО теперь действительно только один год. Поэтому всем, кто поступает во второй раз, нужно по новой сдавать экзамены. Ира с этим успешно справилась.
Раньше мне казалось, что всё это ненадолго, что скоро весь этот кошмар закончится. Сегодня я не знаю во что верить, кроме себя.
- Мы не стали богаче, но всё же того, что собрали, хватит на первое время, - объясняет мама Инна. - Я по профессии журналист. Устроилась в днепропетровскую газету. Ирка курьером весь этот год подрабатывала. В общем, крутимся, как можем. Раньше мне казалось, что всё это ненадолго, что скоро весь этот кошмар закончится. Сегодня я не знаю во что верить, кроме себя. Хочу снова увидеть родителей. Мы не виделись весь этот год. Мы уже не надеемся. Мы выживаем.
Молодожёны
Егор и Оля из Енакиево. Вместе поступили в вуз в Донецке. Война началась, огда ребята закончили четвертый курс.
- Поехали с плавками в Одессу на майские, а назад уже не вернулись, - вспоминает Егор. - Нужно было поступать летом 2014-го в магистратуру. Решили, что поедем в другой город. В Донецк не вернулись.
Из Одессы ребята добрались до Днепропетровска. Здесь у Оли живут родственники.
Сегодня пара закончила магистратуру и... поженилась. Планируют так и остаться в Днепре. В Енакиево у Егора сейчас только восьмидесятилетняя бабушка. Она наотрез отказывается переезжать, говорит, что уже не выдержит "кочевой" жизни.
До сих пор не понимаю, куда все делось и кто посмел это забрать.
- Часто пересматриваю фотографии, особенно фото с выпускного, - делится Оля. - Столько родных лиц. Я счастлива все это помнить. До сих пор не понимаю, куда все делось и кто посмел это забрать. Очень хочется снова увидеться с ребятами, хоть наша школа уже наполовину разрушена.
Из программиста в альпинисты
Многим переселенцам приходится менять профессию, чтобы выжить. Но не каждый день услышишь, чтобы человек делал это так кардинально, как Костя. Он с семьей переехал в Днепр прошлым летом.
- В Луганске я работал программистом, но когда оказался с женой и двумя детьми у вас, долго не мог найти работу, - вспоминает он. - А деньги нужны были срочно. Мы квартиру снимали, нужно было чем-то платить. Вдруг наткнулся в "ВК" в группе на объявление. В молодежную секцию нужен был тренер по скалолазанию. А я как раз в вузе ещё этим серьезно увлекался. Позвонил. Взяли на работу.
Неделю назад Костя нашел работу по специальности в Виннице и теперь переезжает туда. Видимо, у программистов оклад значительно лучше, чем у альпинистов.
Жизнь у нас одна. Глупо тратить её на размышления о том, что было бы, если бы да кабы.
- Я не знаю, что будет дальше, но уверен, что нытьем себе точно не поможешь, - говорит переселенец. - Жизнь у нас одна. Глупо тратить её на размышления о том, что было бы, если бы да кабы. Всё в наших руках, даже если жизнь ставит одну подножку за другой.
Вместо эпилога
Как видите, у каждого своя история. На вопросы о том, за счёт чего эти люди выживают, ни один из них не ответил, что живёт на помощь от государства или пайки "благодийных фондов". Это не к тому, что державе плевать на беженцев, даже если это и так. Это к тому, что все эти люди находят в себе силы жить дальше.
Сегодня Днепр пестрит сорекламой "Жить заново" с историями переселенцев, которые начали жизнь с чистого листа. Жизни с чистого листа не бывает. Как можно забыть своё детство, юность, которые пусть и прошли в том месте, куда ты в ближайшее время, скорее всего, не вернешься? Без прошлого нельзя. Книга не может начинаться сразу с середины. Но каждый из этих людей смог снова устроиться на работу, перевезти свою семью и заботиться о ней, при этом помня почему он это делает и что произошло.