Кто и как строил Днепропетровск: интервью с архитектором

Опытный инженер и конструктор с более чем 50-летним стажем. Учитель целого поколения специалистов по архитектуре и строительству. Один из руководителей флагмана днепропетровского градостроительства 70-80 гг. – ДГПИ "Днепрогражданпроект" – в прошлом и один из ведущих специалистов НПО "Созидатель" в настоящее время. Интересный собеседник, человек с мощной харизмой и чувством юмора – Борис Медгауз рассказал, как он строил Днепропетровск.

Борис Медгауз рассказал ukrday.com, как создавались жилмассивы и строились известные дома города. Живая легенда украинского градостроения.

 - Как Вы начинали и как складывалась Ваша трудовая биография?

- В 1960 г. я окончил Днепропетровский институт инженеров транспорта и по распределению отправился в Темиртау (Казахстан), где строили так называемую "казахстанскую Магнитку" – колоссальный металлургический комбинат. Проработал полгода на строительной площадке, после чего меня в составе группы молодых специалистов направили во вновь организованный отдел Гипромеза, который занимался проектированием Темиртаусского металлургического комбината. Там я проработал три года. В 1963 г. я вернулся в Днепропетровск и по 1967 г. работал в институте "Промстройпроект". В 1967 г. я перешёл в институт "Днепрогражданпроект", где прошёл путь от должности руководителя группы конструкторов до главного конструктора института. В 1986 г. стал главным инженером "Днепрогражданпроекта" и на этой должности работал до 2002 г.

- В каких проектах Вы принимали участие как сотрудник института, а впоследствии и один из его руководителей?

- Я был главным инженером проекта застройки жилмассивов "Красный камень", "Коммунар" и "Парус". Что входит в компетенцию главного инженера? Это практически всё в проекте, начиная с сетей и заканчивая конструкциями. Всё это проходило через меня. И, естественно, будучи главным инженером института, я принимал активное участие в проектировании и строительстве микрорайонов "Победа" и "Тополь". Огромный интерес представляет именно то, что мы делали в "Днепрогражданпроекте". Вся застройка микрорайонов "Красный камень", "Коммунар", "Парус" начиналась именно тогда. В 1967 г. проводились предпроектные изыскания. На месте будущих жилмассивов находились буйно заросшие плавни, по которым передвигаться можно было только на лодке. Тогда, в 1967 г., я вместе с геологами передвигался на лодке, чтобы определить глубину в тех местах. Основываясь на наших изысканиях, позже намыли территорию, на которой началось строительство. По итогам строительства я получил грамоту Госстроя УССР за качественное проектирование жилых домов жилмассива "Красный камень".

- Почему строительство этих жилых массивов развернулось в таком неудобном месте – в бывших плавнях?

- Городу надо было развиваться. В то время основными инвесторами этого развития выступил город и северо-западная группа заводов. Они внесли очень большие средства для этого строительства, и нужно было строить жилмассивы как можно ближе, чтобы людям не пришлось далеко ездить на работу. Когда-то, ещё при Брежневе, у нас шутили, что Днепропетровск строится вокруг старого Екатеринослава. В наших кругах считалось, что нужно застраивать центр. Но центр не трогали, и это правильно, потому что в конце 60-х – начале 70-х его могли застроить зданиями типовой архитектуры. А тогда всё массовое типовое строительство панельных и кирпичных домов было вынесено в микрорайоны на окраинах города.

 Когда-то, ещё при Брежневе, у нас шутили, что Днепропетровск строится вокруг старого Екатеринослава. В наших кругах считалось, что нужно застраивать центр. Но центр не трогали, и это правильно, потому что в конце 60-х – начале 70-х его могли застроить зданиями типовой архитектуры. А тогда всё массовое типовое строительство панельных и кирпичных домов было вынесено в микрорайоны на окраинах города.

- Расскажите о Ваших проектах и людях, с которыми Вам довелось работать.

- В самом начале улицы Б. Хмельницкого, на углу с проспектом им. газеты "Правда", находится четырнадцатиэтажный жилой дом. Это один из первых моих проектов – я участвовал в нём в качестве главного инженера. Это был также один из первых многоэтажных жилых домов. Главный архитектор проекта – Павел Борисович Гринченко – один из самых старейших архитекторов ДГП. Павел Борисович намного старше меня, сейчас ему уже за 80. В 1975 г. в Днепропетровске по ул. Короленко был введен в эксплуатацию "Дом быта", в то время один из крупнейших в Украине. Главным архитектором проекта был Зарайский М.И., я отвечал за конструктивный раздел проекта. Кстати, на строительстве этого объекта проявил себя уже как зрелый специалист Турчин Л.А., на котором лежала ответственность за системы отопления, вентиляции, водоснабжения и канализации объекта. Его работа очень помогла вовремя ввести этот объект в эксплуатацию. Очень интересны наши уникальные объекты. Одним из таких интереснейших объектов была диорама "Битва за Днепр". В 1976 г. исполнялось 200 лет со дня основания Днепропетровска. В то время первым секретарём обкома был Алексей Федосеевич Ватченко, а его родная сестра Агриппина Федосеевна работала директором Исторического музея. Для росписи диорамы в Днепропетровск приехали ленинградские художники Бут и Овечкин, которые до этого делали диораму в Монголии. Они сами предложили нам свои услуги. Алексей Федосеевич сумел изыскать средства для строительства нашей диорамы. Её открыли к 200-летию города, и, в связи с тем, что в этом был заинтересован первый человек Днепропетровской области, на строительство пошли огромные деньги. Очень много стоила сама картина. Полотно, которое Бут и Овечкин написали для нашей диорамы, – это самое большое полотно в таких диорамах во всей Европе. Оно цельнотканое, его изготавливали по спецзаказу в России. Мы дневали и ночевали на этом объекте. Сейчас об этом смешно говорить, а тогда одно время на входе в диораму висела огромная фотография всех нас – архитекторов и конструкторов, тех, кто проектировали и принимали участие в этом строительстве. Обычно многие объекты уже через 15-20 лет кажутся убитыми и неинтересными. Но прошло уже тридцать три года, а мне и сейчас не стыдно за диораму. Мы запроектировали диораму в 1975 г. и ввели в строй в 1976, совместив её строительство с реконструкцией Исторического музея. Я был главным инженером этого проекта, а главным архитектором – Владимир Александрович Зуев, очень серьёзный специалист и великолепный архитектор. Все архитекторы, которые позже составили костяк архитектурной мысли Днепропетровска, так или иначе с ним соприкасались. Владимир Александрович был нашим учителем – настоящим учителем. Он был на 10 лет старше меня, воевал на фронтах Великой отечественной войны и служил нам образцом великой мудрости. Он оказал огромное влияние на всех, с кем сталкивался. Мне очень повезло, что я встретился и работал с этим человеком. Вместе с Зуевым мы сделали ряд интересных объектов в нашем городе. Рядом с железнодорожным вокзалом находится прижелезнодорожный сортировочный почтамт. На этом объекте я был главным конструктором проекта, а Зуев – главным архитектором, и первым помощником у него был Вячеслав Павлович Товстик. За работу над прижелезнодорожным почтамтом мы были награждёны как участники республиканского конкурса на лучшие жилые и гражданские объекты, построенные в 1982 г. На октябрьской площади построен санитарно-гигиенический корпус Мединститута. Главный архитектор – Марк Борисович Шнеерсон, один из старейших наших архитекторов (ему сейчас уже под 90). Он известен тем, что проектировал здание лечкомиссии на Серова – сейчас там областной диагностический центр. Для 1955-56 гг. это был очень интересный проект. Марк Борисович в своё время привлёк меня к работе над проектом санитарно-гигиенического корпуса. Это здание мы сдали в эксплуатацию в 1984 г., а через два года – в 1986 г. – нас за эту работу наградили. В своё время я, как главный инженер "Днепрогражданпроекта", принимал активное участие в проектировании и строительстве хирургического корпуса больницы им. Мечникова. Помню, как Павел Лазаренко, который был тогда главой областной рады, собрал всех нас, принимавших участие в строительстве, после подписания акта сдачи объекта, и накормил борщом… Главным архитектором хирургического корпуса был Сергей Фёдорович Таран. В то время он уже был очень серьёзным и толковым архитектором. Одно время Сергей Фёдорович около года работал директором института "Днепрогражданпроект" – после Вячеслава Павловича Товстика, который до этой должности работал в институте главным архитектором проекта. Это было уже намного позже, после того, как в 2002 г. я перешёл в "Созидатель".

Помню, как Павел Лазаренко, который был тогда главой областной рады, собрал всех нас, принимавших участие в строительстве, после подписания акта сдачи объекта, и накормил борщом… 

Больница им. Мечникова. Фото: Пятница Неосуществлённые и неоконченные проекты Проект "Паруса". 

- Вы принимали активное участие в работе над проектом самого известного здания Днепропетровска – гостиницы "Парус"…

- Вместе с Владимиром Александровичем Зуевым мы начинали проектировать гостиницу "Парус". Она осталась недостроенной, но, тем не менее, это был очень серьёзный объект. Главным архитектором был Зуев; после того как он ушёл из жизни, его знамя подхватил Вячеслав Павлович Товстик – очень толковый и талантливый архитектор. Очень много сил вложил в эту работу Владимир Моисеевич Тарнопольский. Одним из авторов санитарно-технического раздела проекта был Турчин Л.А.. Им был разработан проект спринклерного пожаротушения. Решения, применяемые в этом проекте, на то время носили инновационный характер, и сама разработка проекта проводилась Леонидом Аркадьевичем на базе специализированного московского научно-технического института, который занимался проблемами пожаротушения в высотных зданиях. "Парус".

За проект "Паруса" наш авторский коллектив получил премии республиканского смотра-конкурса на лучшие проекты 1973 г. в области градостроительства и архитектуры для УССР. Здание такой этажности – 28 этажей – в 1972 г. для нас представляло нечто новое и необычное. Примерно в это время в Москве в районе Арбатского проспекта была построена серия высотных домов – в том числе здание СЭВ (также известно как "книжка"). По нашему первоначальному замыслу, гостиница должна была быть цвета морской волны.

- Были ли в Вашей практике забавные или курьёзные случаи?

- У меня был товарищ – Владимир Ильич Травуш, с которым я работал в Казахстане на строительстве металлургического комбината, где он зарекомендовал себя очень толковым специалистом. После этого он уехал в Москву и работал вместе с Никитиным над проектом Останкинской телебашни. Там он защитил диссертацию и получил кандидатскую степень. Сейчас он вице-президент Российской академии строительства и архитектуры, заместитель генерального директора Московского института спортивных и зрелищных зданий и сооружений. Для строительства "Паруса" нам необходимо было найти колонну, которая выдержит 1200 т. нагрузки. Я приехал к Владимиру Ильичу для решения этой проблемы. С ним тогда работала жена Петрова – главного конструктора здания СЭВ, при проектировании которого возникли аналогичные проблемы. Я обратился к Петрову с вопросом: как вам удалось их решить? А он мне отвечает: "Здравствуйте! Для чего вы ехали сюда? Ваш завод им. Бабушкина делает для нас эти колонны…" Мне нужно было поехать в Москву, чтобы оттуда меня направили обратно в Днепропетровск, на завод им. Бабушкина! И смех, и грех… - Кто ещё из граждан и организаций города принимал участие в строительстве гостиницы? - В самом начале строительства "Паруса" её финансировало украинское министерство коммунального хозяйства, в чью сферу деятельности входили все гостиницы. Естественно, очень большое участие принимали промышленные предприятия города. К примеру, центральная часть гостиницы составляет лестнично-лифтовый монолитный блок стометровой высоты. Его строили с помощью скользящей опалубки, которую выполнил завод ДМЗ. Такие работы делались бесплатно, и каждое предприятие вносило долю своей шефской помощи. Действительно всем городом строили – это не то, что сейчас, когда каждый сам по себе. Самое активное участие принимал секретарь обкома партии.

- Почему же этот великолепный проект остался незавершённым?

- Гостиницу прекратили строить в 1987 г. Чтобы её закончить, не хватило 10 миллионов рублей. Там уже были все сети и коммуникации, все перегородки, окна и двери… Уже обсуждались вопросы, какой будет внутренняя отделка и какую поставить мебель. К сожалению, "Парус" не достроен, но образ здания до сих пор выглядит интересным. Вдумайтесь: это проект 1973 г, задуман он был в 1971 г. Прошло уже 37 лет. А, если прошла более трети века, и нам не стыдно за нашу работу – значит, проект удался. - Что ещё из проектов, над которыми Вы работали, осталось неосуществлённым? - Вместе с Вячеславом Павловичем Товстиком в 1973 г. мы разрабатывали комплекс на Колодезной – сейчас там строится ЖК "Западная стена". Министерство чёрной металлургии УССР проводило конкурс на строительство комплекса, включавшего жилой дом и научно-техническую библиотеку. Принимали участие многие архитекторы, и мы тоже приняли участие. В этом проекте Товстик был главным архитектором, я – главным конструктором, и за этот проект нас наградили – но средств на строительство не выделили. Это строительство было бы достаточно дорогим: в то время 1 кв. м. стоил 180 советских рублей, а у нас получалось около 300 рублей. Проект комплекса на Колодезной.

В том же году мы с Вячеславом Павловичем Товстиком, который был главным архитектором проекта, разработали здание музыкального училища им. Глинки на Литейной. Сейчас там находится консерватория. Этот проект и готовился под консерваторию. Наши специалисты, в том числе и Товстик, ездили в Москву в училище им. Гнесиных, чтобы учесть все требования по акустике и т.п. В соответствии с проектом, к зданию консерватории должны были примыкать огромный спортивный комплекс и помещения для балета. Однако средств на всё строительство не хватило, поэтому было построено только здание консерватории. 

Начало семидесятых и восьмидесятые годы были временем большого подъёма строительства. Сейчас мы и представить не можем, какие тогда строились объёмы новых зданий. У нас работали замечательные архитекторы. Один из них – Павел Рафаилович Ниринберг, по проекту которого построен наш горисполком. По первоначальному проекту он должен был иметь четырнадцать этажей. Однако денег не хватило, проект урезали и построили в два раза меньше. Но даже в таком виде горисполком Ниринберга – внушительное монументальное здание. На мой взгляд, это один из его лучших проектов.

Сейчас мы и представить не можем, какие тогда строились объёмы новых зданий. У нас работали замечательные архитекторы. Один из них – Павел Рафаилович Ниринберг, по проекту которого построен наш горисполком.

- Какими объектами Вы занимались после "Днепрогражданпроекта"?

- Когда я пришёл в "Созидатель", я был главным конструктором "Аркадиевской башни" на Гоголя. Эту идею я долго разрабатывал ещё в "Днепрогражданпроекте", где под моим руководством был запроектирован каркас, а архитектурой занимались здесь, в "Созидателе". АЖК "Днепровский" – два дома на ул. Баумана, рядом с цирком. На этом объекте я был главным конструктором.  

ukrday.com
архитектура история Днепропетровск
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Актуальность
(0 оценок)
Оперативность
(0 оценок)
Ошибки
(0 оценок)
Информативность
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
Сайт 056 выделяет главные новости за 18 октября.  Между ул. Янтарной и ул. Каруны на виадуке столкнулись четыре машины: Volvo, Camry, Subaru Tribeca и ГАЗель. В результате аварии, пассажир Camry погиб, а водитель Camry получил телесные повреждения. Не место аварии прибыли врачи, спасатели и следлователь по ДТП. Виадук был временно перекрыт Пенсионер стрелял в своего знакомого. Инцидент был в АНД-районе. В ходе выяснения отношений один из мужчин вынес из до...
Происшествия
Сегодня,  18 октября,  на ул. Шолохова, 25 возник пожар в квартире на третьем этаже 9-этажного дома.  Об этом сообщает корреспондент 056 с места событий.  "Нам сообщили,  что в подъезде дым. Но приехав на вызов оказалось,  что дым шел из квартиры на третьем этаже. Как оказалось, горел диван на общей площади 10 кв м. Была проведена локализация и ликвидация", - рассказал начальник караула старший лейтенант Андрей Штангурский . Во время пожара пострадала женщ...
Общество
18 октября в Днепре провели конкурс «Супергоспожа Днепр-2018» среди женщин уважаемого возраста. Об этом сообщает пресс-служба горсовет Днепра. Все конкурсантки - участницы социального проекта «Университет третьего возраста». Титул «Супергоспожа Днепр-2018» первого в истории города конкурса красоты среди пожилых женщин получила 68-летняя Лидия Сбитенкова. Победительница рассказывает: как и ее соперницы, мечтала о короне, однако вердикт судей все-таки стал д...
Общество
На улицах Днепра прошла мирная акция против рабства “Шествие за свободу”   Об этом сообщает корреспондент 056 с места событий.   18 октября в Днепре прошла всемирная ежегодная акция "Walk for Freedom / Шествие за свободу». Акция представляет собой тихое и мирное шествие  в защиту миллионов мужчин, женщин и детей, которые сейчас находятся в рабстве. Участники акции начали собираться в парке Глобы до ее начала, многие пришли с плакатами или зонтиками, после...
Криминал
17 октября у одного из домов в Амур-Нижнеднепровском районе произошел конфликт со стрельбой. Об этом сообщает пресс-служба ГУНП в Днепропетровской области. В ходе выяснения отношений один из мужчин вынес из дома ружье, снаряженное патронами с резиновыми пулями, и несколько раз выстрелил в сторону знакомого. Затем он скрылся с места происшествия на автомобиле. 33-летний пострадавший с огнестрельным ранением ног и туловища был доставлен в больницу. Вскоре п...
Общество
На заседании комиссии облсовета по вопросам экологии поддержали вынесение вопроса об аннулировании разрешения выбросов на АрселорМиттал на сессию облсовета   Об этом сообщает корреспондент 056 с места событий.   Сегодня состоялось заседание постоянной комиссии по вопросам экологии и энергосбережения, на котором присутствовали депутаты не в полном составе комиссии, представители департамента экологии и природных ресурсов, общественные деятели из Кривого Ро...
Общество
20 октября, в субботу с 9:00 до 11:00 будет временно перекрыто движение транспорта по маршруту легкоатлетического пробега «Миля мира». Об этом сообщает пресс-служба горсовета Днепра. Легкоатлетический забег будет проходить по маршруту:  Днепропетровский академический театр оперы и балета (старт) – улица Юлиуша Словацкого – проспект Яворницкого – улица Воскресенская (поворот) – проспект Яворницкого – улица Андрея Фабра – проспект Яворницкого (поворот возле...
Общество
Cегодня, 18 октября, в 9:24 по улице Кильченская загорелось одноэтажное здание в производственном помещении предприятия, где изготавливали металлические детали. Об этом сообщили в пресс-службе ГУ ГСЧС Украины в Днепропетровской области. Сгорело масло для температурной обработки металла объемом 2 куб. C возгоранием боролись 13 пожарных. Пожар локализовали в 09:55, а полностью ликвидировали в 10:31. Погибших и пострадавших нет. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Днепре столкн...
Общество
За распространение детской порнографии через Интернет мужчине грозит до 10 лет лишения свободы. Как сообщила корреспонденту 056 пресс-секретарь Днепровского отдела полиции ГУНП Юлия Токарчук, 34-летний житель Полтавской области в течении года распространял детскую порнографию через Интернет. Материал он получал из разных источников и сбывал клиентам на территории Днепропетровской и Полтавской областей. "Во время обыска по месту его жительства изъяли компью...