Что будет с «Южмашем» без заказов от России

Россия заявила, что отказывается от ракетоносителей "Зенит". 

Об этом заявил официальный представитель Роскосмоса Игорь Буренков. "Больше "Зениты" заказываться не будут, а те спутники, которые планировалось запустить с их помощью, будут доставлены на орбиту с помощью новейших носителей семейства "Ангара", - рассказал чиновник газете Известия.

Южмаш находится в весьма сложном финансовом положении. По данным компании, из-за сокращения объемов производства доходы за последние три года снизились более чем в 4 раза - с 1,9 млрд грн в 2011 году до 450 млн грн в 2014-м. При этом по договорам с Россией сокращение уже составило более 60 раз - с 1,7 млрд грн до 28 млн грн. "В результате потери основного заказчика дефицит оборотных средств составил на конец 2014-го около 700 млн грн. Долги предприятия на 1 января 2015 года насчитывают около 640 млн грн, в том числе по зарплате и социальным выплатам - более 140 млн грн. В результате Южмаш частично приостановил работу (до 25 февраля 2015 года)", - сообщалось на сайте предприятия.

В компании подтвердили, что производство ракетоносителей "Зенит" (проекты "Морской старт", "Наземный старт") приостановлены, а их возобновление под вопросом. Также Россия сокращает сотрудничество по другим проектам ("Днепр", "Федеральная космическая программа"). "Зенит" сегодня - основа производственной программы Южмаша. "Предполагаемая замена относится к тому же классу носителей, что ставит под угрозу также перспективы ракеты-носителя "Циклон-4" и всего украинско-бразильского проекта. Фактически состоявшийся отказ от ее производства (РН "Зенит") ставит перед предприятием очень сложную задачу по поиску новых партнеров и последующей переориентации производства", - говорится в сообщении, размещенном на официальном сайте Южмаша.

В интервью ЛІГАБізнесІнформ экс-гендиректор Южмаша (с 2006 по 2013 год) Виктор Щеголь рассказал, насколько болезненными могут быть последствия отказа России закупать "Зениты" и как предприятию пережить кризис.

- Как на работе Южмаша отразится отказ Роскосмоса закупать РН "Зенит"?

- Отказ от этой программы - это потеря около 50 000 рабочих мест в Украине (с учетом смежных предприятий). Это проблема не только завода и КБ Южное. Это проблема Украины. И звучит она так: быть или не быть ракетной отрасли. "Зенит" - это одна из главных программ Южмаша. В общем объеме на нее приходилось до 70% производства. При этом около 60-70% производилось в кооперации с Россией. Начиная от металла и заканчивая системой управления двигателем. На сегодня аналогов такой машины в мире нет. И у россиян в том числе.

- А как же РН семейства "Ангара", которыми собираются заменить "Зенит"? Можно ли это воспринимать как попытку давления России на Украину?

- Их нужно еще дорабатывать. Это возможно, но не в такие сроки, как они планируют. Нужно больше времени. Что касается заявления представителя Роскосмоса, не думаю, что это блеф. Сейчас они с участием Кореи отработали легкую ракету. В конце декабря они осуществили первый пуск тяжелой ракеты. Насколько я знаю, испытания прошли с положительным результатом. Но это не значит, что она сразу пошла в серию. Запуск в производство у ракетчиков требует больше времени.

- Двигатели для "Зенитов" производит химкинское НПО Энергомаш. Южмаш способен выпускать РН без российских комплектующих?

- Способен. У нас есть освоенные технологии маршевого двигателя. Мы производим такой двигатель второй ступени. На "Зените" используется маршевый двигатель первой ступени (более мощный). Он стоит около $20 млн. Нужно инвестировать огромные средства в подготовку производства, стендовое хозяйство для испытаний. Я затрудняюсь сказать, насколько это будет экономически выгодно. Украина сегодня не в состоянии запустить его производство, особенно в текущих условиях. Это приведет к необратимым потерям технологии и специалистов.

- За счет чего можно сохранить предприятие?

- Все просто: загрузить мощности. Должна быть госпрограмма развития отрасли и господдержка. В том же оборонзаказе, анонсированном государством, Южмашу ничего не досталось.

- Какой объем финансовой госпомощи позволит Южмашу выжить?

- Это небольшие деньги в рамках государства. Двух-трехмесячный бюджет, который сегодня тратится на войну, мог бы покрыть потребности. Другой вопрос, что Минобороны как заказчик должно определиться с тем, что ему нужно. Пока я этого не вижу. У Южмаша есть разработки оперативно-тактических ракет. Тот же комплекс "Сапсан" (работы по проекту "Сапсан" остановлены в 2013 году. Для окончания работ и запуска производства необходимо 3,7 млрд грн. - Ред.). А в целом Южмаш может делать любую технику военного назначения, вплоть до огнестрельного оружия. Но для этого нужно желание государства.

- Южмаш выпускал трактора, трамваи, троллейбусы. Сейчас производит шасси для АНов. Насколько это помогает оставаться на плаву?

- Перепрофилирование завода существенно ситуацию не меняет. Оборудование специфичное, универсального почти нет. Переход на любые виды продукции не решает вопрос загрузки.

- Сейчас Южмаш работает по международным проектам с американской компанией "Орбитал" и бразильской БК АЦС. Насколько они позволяют задействовать мощности предприятия?

- Мощности задействованы в целом до 10%. Если говорить в объемах (денежных. - Ред.), на эти проекты приходилось до 30%. Но после аварии на "Антаресе" серийная эксплуатация приостановлена, я думаю, не менее чем на год. Будет идти замена маршевого двигателя, опять таки на российский. А по бразильскому проекту "Циклон-4" еще не завершена техническая отработка. Она завершается. Но есть проблемы со строительством космодрома в Бразилии. Там тоже влияет политическая составляющая, поэтому сложно прогнозировать, когда этот проект осуществится.

Мощности задействованы в целом до 10%. Если говорить в объемах (денежных. - Ред.), на эти проекты приходилось до 30%. Но после аварии на "Антаресе" серийная эксплуатация приостановлена, я думаю, не менее чем на год"

- Южмаш может рассчитывать на новые международные проекты?

- Многое зависит от стабилизации обстановки в стране. Речь идет, как правило, о долгосрочных дорогих проектах. Цикл производства одной ракеты от заготовки до выпуска - минимум два года. Поэтому, чтобы сюда вкладывать, нужно понимать, что будет завтра. А сейчас любая мелочь превращается в непредвиденное обстоятельство. Иногда непоставка какой-то одной детали из России может остановить всю работу. А для того чтобы освоить в Украине, нужно время и деньги.

- Насколько сократилось сотрудничество с Россией?

- Практически на 100%.

- До 2017 года по договору между Минобороны РФ и заводом Южмаш днепропетровцы обслуживают российские ракеты РС-20 "Сатана", состоящие на вооружении Ракетных войск стратегического назначения. Как отразится на обороноспособности России отказ Украины их обслуживать?

- Они в состоянии сами проводить обслуживание, если зададутся целью. Не без проблем, но главное - у них есть документация. А Украина потеряет заказ и деньги. Это небольшие деньги, но за счет этого поддерживаются специалисты, не теряются технологии, которые у нас есть.

- Россия задолго до обострения политической ситуации с Украиной начала переориентацию на развитие собственного аэрокосмического комплекса и заявляла о готовности отказываться от украинской техники, где это возможно... Почему сейчас для Южмаша отказ от российского рынка настолько болезненный? Почему завод не подготовился к такому развитию событий?

- Да, такой вектор у России уже давно. Но отказ происходил постепенно и не воспринимался так болезненно, как сейчас. Нужно понимать, ракета - это комплекс. В него входит космодром - специализированное рабочее место. Кроме того, там задействовано уникальнейшее дорогостоящее оборудование, обеспечивающее подготовку к старту. Проект "Морской старт" предназначен исключительно для пуска РН "Зенит". Другую не поставишь. Стартовый комплекс нужно делать с нуля. Кому-то продать его будет сложно. Украина не имеет эксклюзивных прав. Все равно есть российские части систем и оборудования. Даже если "Зенит" переименовать в "Трезуб" - это будет проблематично как в правовом, так и в денежном аспекте. Если Россия просто прекратит свои поставки, то от "Зенита" останется одно название.

Полезные данные:
Отказ Роскосмоса от заказов на ракеты Южмаша означает для завода потерю 80% выручки, заявил помощник генерального директора Владимир Ткаченко.
2,5 млрд грн - примерный объем загрузки предприятия в 2015 году, необходимый для устойчивой работы (включая погашение просроченной зарплаты и своевременную выплату текущей).
980 млн грн - объем заключенных на 2015 год контрактов.
1,5 млрд грн - потребность в дозагрузке производственных мощностей на 2015 год.
1 млрд грн - реальные возможности по дозагрузке (контракты в стадии оформления, проект государственного оборонного заказа).
Разработан пакет законопроектов (всего 5). Два из них приняты (предлагавшиеся налоговые и таможенные льготы учтены в Законах Украины от 28.12.2014 № 71-VIII, № 74-VIII). Три законопроекта находятся на доработке в Кабмине (увеличение уставного фонда, финансовая стабилизация, корпоратизация).

http://biz.liga.net/
Днепропетровск Южмаш
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Актуальность
(0 оценок)
Оперативность
(0 оценок)
Ошибки
(0 оценок)
Информативность
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
Во вторник, 25 сентября демонтировали МАФ, в котором из-под прилавка реализировали алкоголь. Стоит отметить,  киоск находился недалеко от отделения полиции.  Об этом сообщает корреспондент 056 с места событий.  В Днепре проходит рейд по борьбе с наливайками. На сегодняшний день в городе демонтировали около 70 таких сооружений. Одним из таких стал киоск на ул. М. Грушевского (быв. ул. К. Либкнехта), 85Д.  "Не продавали мы здесь никогда алкоголь, только пиро...
Общество
В Новомосковске в лесополосе полицейские задержали мужчину, который продал гранатомет и гранату Об этом сообщает пресс-служба Полиции Днепропетровской области. 24 сентября в лесополосе Новомосковска полицейские задержали 51-летнего мужчину, ранее судимого, который продал гранатомет РПГ-26 и гранату РПГ-5 с запалом. Оружие и боеприпасы отправили на экспертизу, и уже по ее результатам будут решать вопрос о предъявлении подозрения и выбирать наказание. Торгов...
Новости компаний
Умный зонт Up-brella – это обратный зонт или, как многие его называют, зонт наоборот. Он является новинкой этого года.Конструкция очень необычная и удивит многих. Зонт складывается мокрой стороной вовнутрь. Ваша одежда, салон автомобиля, коврик в коридоре всегда будут сухими и чистыми. Благодаря такой конструкции, зонт можно раскрыть сразу же при выходе из автомобиля, а закрыть при входе в помещении в самый последний момент. Вы не должны будете мокнуть под...
Общество
С развитием интернета появляется больше возможностей, которые можно использовать в целях заработка денег, но не все знают как. 056 подобрал для вас варианты необычных, но эффективных подработок. 1. Продажа книг на Amazon Вы можете зарабатывать на продаже книг, которые даже не придется писать. Как? Подробно об этом рассказывается в материале на Yakaboo “Люди всегда хотят есть, худеть, становиться здоровее и зарабатывать: какие книги покупают американцы и ск...
Общество
В Днепре облачная погода продержится весь день. Ночной сильный дождь утром должен ослабнуть. В середине дня осадков не предвидится, а ближе к вечеру они возобновятся. Об этом сообщили в Укргидрометцентре. Днем температура воздуха будет от +12 до +13. Ночью температура воздуха будет от +8 до +9. Ветер северо-западный со скоростью 4-6 м/с. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Дайджест новостей уходящего дня: продажа электровозостроительного завода, льготный проезд для школьников...
Общество
В Днепре подходит к концу 24 сентября, а значит время подводить итоги. 056 выделяет главные события уходящего дня. В общежитии №1 ДНУ им О. Гончара в одной из комнат обвалился потолок. В результате инцидента обошлось без пострадавших. Теперь будут делать ремонт за счет общежития. Фонд госимущества готовит к продаже единственный в Украине  электровозостроительный завод. Он размещен в каталоге объектов, которые подлежат приватизации. Сейчас предприятие наход...
Общество
24, 25 и 26 сентября днепровские  трамваи будут курсировать по-новому маршруту. Это связано с ремонтом трамвайных путей на пр. Дм. Яворницкого, от ул. Короленко до ул. Центральной, а также на ул. Леваневского от ул. Шухевича до ул. Камчатской. Об этом сообщили в пресс-службе КП "Днепровский электротранспорт". С 24 по 26 сентября с 22:00 трамваи №1 будут курсировать по обычному маршруту в сторону Железнодорожного вокзала, а по направлению к Транспортному ун...
Криминал
23 сентября около полуночи спецлинию 102 поступило сообщение от мужчины, который рассказал, что на улице Софьи Ковалевской на него и его друга напали неизвестные. Об этом сообщает пресс-служба патрульной полиции Днепропетровской области. Патрульные прибыли на место происшествия и обнаружили двух мужчин. Один из них нуждался в медицинской помощи. Ему вызвали «скорую». Мужчины рассказали, что пришли в магазин, а когда возвращались обратно, на них набросилис...
Общество
24 сентября вступило в силу решение горсовета о льготном проезде школьников в общественном транспорте Днепра. Об этом на своей странице в Фейсбук сообщил глава профсоюза автомобилистов и автоперевозчиков Михаил Тонконогий. Льготный проезд в полной мере начал действовать в электротранспорте. В маршрутках скидка начнет действовать в ближайшее время. «В электротранспорте уже действует скидка 50% (2 гривны). А в маршрутных автобусах скидка в 25% (1 гривна 75 к...