
Режиссер нашумевшего фильма «Поводырь» Олесь Санин: «Не бывает искусства по ГОСТУ»
Санин знает, что снять хороший фильм, который привлечет внимание массовой аудитории непросто.
- Люди приходят в кино по разным причинам: кто-то пообниматься, кто-то поспать ... - говорит режиссер. - Их внимание нужно завоевать. А это непросто. Массы привыкли видеть на экранах супергероев. На украинском рынке превалирует иностранный продукт. Людям навязывают чужое мнение. А для чего подходит популярный американский герой? Для тоталитарной идеологии: что-то произошло - прилетит супермен и спасет тебя. То есть сам ты ничего не можешь. Я видел, как целый штат в США затопило, а американцы стояли по шею в воде и ждали помощи, хотя могли реально добраться до места, где находились спасатели самостоятельно.

Олесь Санин: «Не бывает искусства по ГОСТУ» (фото) - фото 1
В "Поводыре" кобзари предстали в образе украинских героев с легким налетом Голливуда. Слепые дерутся с помощью палки сразу с несколькими вооруженными солдатами и одерживают победу.
- Кобзарство - достаточно специфический феномен. Можно уничтожить войско, государство, последнего воина, но песню убить нельзя. Потому что кто-то благодаря этой песне соберет новое войско и вернет независимость своему государству, - объяснил Санин. - О кобзарстве вспоминают только, когда начинаются притеснения украинской культуры.
Но на кобзарях не закончились оригинальные образы "Поводыря". На роль оперной певицы Харьковского театра Олесь пригласил Джамалу.
- Он же не профессиональная актриса, говорили мне. Ну и что? Она хорошо вжилась в роль. Её нельзя назвать роковой красоткой, но посмотрите, насколько женственна её красота. Это ведь редкость, - отметил режиссёр.
По мнению создателя «Поводыря» на сегодня искусство значительно свободнее, чем при советской власти.
- В моем детстве существовали лишь определенные культурные «товары», которые признавались «совковой» властью: балет «Лебединое озеро», грузинские народные танцы и тому подобное. То, на чем не было печати ГОСТа, искусством не считалось. Уже тогда хотелось идти другим путем. Сегодня такой пропаганды в культуре нет. Однако все равно транслирование в массы определенных идей продолжается, если не благодаря кино, то с помощью СМИ. От этого не уйти.
Учитывая роль кино в современной культуре, непростая роль выпадает и современным режиссёрам.
- Режиссер с каждым удачным фильмом воспитывает свое чувство принадлежности к лику святых. Здесь главное не увлечься, - смеется Санин. - Через несколько недель цветные афиши ппоблекнут, но эмоции от фильма останутся. Однако не надо думать о том, какой ты великий. Всё может закончиться в один момент. Предыдущая власть возомнила о себе очень много, и всё оборвалось в один миг. Но к сожалению, и сегодня сбывается то, о чем мы раньше даже и подумать не могли. Например, не ожидал я, что Михаил Пореченков, с которым мы катались когда-то вместе на байках, попрется стрелять по украинским парнях. Он «расстрелял» сам себя. Все ради славы. А слава пройдет, и останется только позор.

Олесь Санин: «Не бывает искусства по ГОСТУ» (фото) - фото 3