История загадочного моста Днепропетровска

Пожалуй, далеко не каждый житель нашего города ответит на вопрос, где находится Мерефо-Херсонский мост. И не каждый днепропетровец, даже с большим стажем, может похвастаться, что хоть раз в жизни проезжал по этому мосту.

Мост расположен в самой живописной и густонаселенной части Днепропетровска, проходит через самую популярную зону отдыха — Комсомольский остров, но остается при этом недоступным. Когда вы проходите под мостом на пляж, вас даже и близко не подпустят к его опорам. Смотреть можно, трогать нельзя! А смотреть есть на что: Мерефо-Херсонский мост оставляет впечатление легкого кружева над водой.

История этого кружева, как берега Днепра, соединяет две эпохи: Российскую империю и Советский Союз. А теперь и независимую Украину.

Строительство моста началось еще при старом режиме — в 1914 году. Он должен был находиться в 5 километрах ниже от действовавшего моста Екатерининской железной дороги. Новый переход через Днепр был запроектирован как металлический. В пределах главного русла реки он намечался двухъярусным. По верхнему ярусу предполагалось пустить поезда, а по нижнему — городской транспорт и пешеходов. Большие металлические арки располагались сравнительно низко над горизонтом высоких вод. Остров, проток и часть правого берега было намечено перекрыть меньшими металлическими пролетами для однопутной железнодорожной линии. Данная часть сооружения была представлена в плане на двух кривых радиусом по 750 м.

Уже в 1916 году установили все 22 опоры моста, спроектированного академиком Г. П. Передерием. Изготовление же и установку металлических пролетных строений общим весом 16 000 т прервала Первая мировая война. Строительство моста было законсервировано.

Советская власть нашла время заняться Мерефо-Херсонским лишь в 1928 году. Тому были серьезные экономические причины: быстро растущий грузооборот Екатерининской железной дороги, громадные затруднения, создаваемые недостаточной пропускной способностью старого моста, все чаще и чаще срывающие работу местной металлургической промышленности. Но каким должен быть мост? Ведь новая власть с большим подозрением относилась к чертежам инженеров старого режима. Поэтому был объявлен всесоюзный конкурс на достройку нового моста, который и решил окончательно вопрос о его внешнем виде и содержании.

По мнению Гипротранса, постройка двухъярусного моста, на чем настаивали специалисты Днепропетровска, была экономически и технически нецелесообразна. В связи с сооружением ДнепроГЭСа и улучшением судоходства городской ярус пришлось бы располагать над железнодорожным проездом, что при данном рельефе местности вызывало огромные расходы на городские съезды, особенно на днепропетровской стороне. Стоимость одних только въездов составляла примерно 50% от стоимости самого моста.

Значительная сложность и длительность изготовления двухъярусных пролетных строений, громадный расход металла, задержка с открытием железнодорожного движения явились причинами отказа от двухъярусного моста. Кроме того, городской проезд на старом мосту Екатерининской железной дороги был расширен, поэтому отпала необходимость на ближайшие годы второго городского моста, не стесненного условиями железнодорожного движения. На основе подобных выводов и было решено продолжить сооружение Мерефо-Херсонского моста с использованием построенных в 1914 году опор.

Из составленных Гипротрансом двух вариантов моста с металлическими пролетными строениями и железобетонными арочными был выбран последний. По сравнению с металлическим мостом железобетонный вариант имел ряд преимуществ. Прежде всего — большая экономия металла. Немаловажное значение в выборе сыграл прекрасный внешний вид железобетонного моста, не идущий ни в какое сравнение с металлическим. В свое время днепропетровские городские организации категорически протестовали против сооружения металлического моста в пределах наиболее живописной части города Днепропетровска — парке им. Шевченко.

Условия для сооружения железобетонного моста были еще благоприятные ввиду расположения основания опор больших пролетов на скале, при достаточно мощных старых опорах для установки железобетонных арочных конструкций, наличия возле моста каменного и песчаного карьеров и т. п. По всем этим причинам решение о постройке железобетонного моста следует признать правильным. В силу своих конструктивных особенностей построенный мост представляет большой интерес, как для проектировщиков, так и для строителей.

Автором нового проекта стал Н. М. Колоколов, предложивший впервые в истории мостостроения применить монолитный железобетон. Главным инженером был назначен М. А. Кисня, награжденный орденом Красной Звезды.

При строительстве рабочие проявляли трудовой героизм, стремясь сдать мост досрочно. 35 железобетонных арок и оба металлических пролета по 52 метра каждый соорудили всего за семь месяцев. 24 октября 1932 года в 15.30 был уложен последний кубометр бетона. А еще через два месяца уникальный мост через Днепр был сдан в эксплуатацию. Его возвели менее чем за полтора года.

Во время войны Мерефо-Херсонский мост был разрушен и затем восстановлен по проекту коллектива «Днепрогипротранс» под руководством Е. Г. Тетерука. На его «реставрацию» было израсходовано около 50 млн советских рублей и 30 000 кубометров высококачественного бетона.

За свою художественную выразительность, выдающиеся технические качества, проверенный на прочность временем, Мерефо-Херсонский мост взят под охрану государства как памятник архитектуры.

Детали. Мерефо-Херсонский мост можно разделить на четыре составные части:

— перекрытие на левом берегу;

— главное русло с большими железобетонными арками;

— перекрытие острова, протока и части правого берега малыми арочными пролетами;

— в пределах парка им. Шевченко 3 сводчатых пролета.

По слухам, Мерефо-Херсонский мост находится на когда-то стратегической одноименной ветке. Еще в конце 50-х там постоянно дежурили пулеметные команды, которые стреляли во все, что плыло и шло под мостом. На северной части моста до сих пор стоят специальные военные укрепления.

Днепровская правда
Мерефо-Херсонский мост история Днепропетровск
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии

Общество
Сайт 056 выделяет главные события уходящего дня: 7 июля *** По состоянию на 6 июля, в Днепре 537 случаев заражения коронавирусом. *** В Днепре специализированное предприятие "Будзв'язок" планирует проводит работы по укладке кабельной линии, в связи с чем могут сузить три улицы. *** Школьница из Днепра разработала скамейку, что поможет поддержать социальную дистанцию. Юная днепрянка Нелли Тарапата заняла второе место в конкурсе 3D-моделей STEM is FEM. *** В...
Общество
Украинцы просят запретить эксплуатацию диких животных в цирковых представлениях и содержания их в домашних условиях. Об этом стало известно из текста соответствующей петиции. Автор петиции Велева Анастасия пишет, что есть несколько причин, чтобы запретить эксплуатацию диких животных: Неподходящие для диких животных условия содержания  Применение жестоких способов дрессировок Опасность для зрителей и дрессировщиков Плохое влияние на психику детей Жестокость...
Происшествия
В Днепре сегодня около 17 часов, на троллейбусном маршруте «кольцо «А» троллейбус ДНЕПР Т-203 выехал на газон. Благодаря профессионализму водителя и неравнодушным пассажирам инцидент закончился благополучно, сообщает «Наше місто», передает 056. Специалист департамента транспорта и транспортной инфраструктуры Иван Васючков рассказал, что во время движения по маршруту в районе дома №90 по просп. Гагарина (в направлении Запорожского шоссе) водитель троллейбус...
Общество
В среду, 8 июля жители некоторых улиц Днепра останутся без света. Это связано с тем, что в городе продолжат плановый ремонт электросетей. Об этом сообщает корреспондент 056.ua. За актуальной информацией пресс-службы компании ДТЕК “Дніпровські електромережі”, отключат свет в 7 районах города - Самарском, Индустриальном, АНД районе, Центральном, Соборном, Чечеливском, Новокодакском. Ремонтные работы запланированы на весь день - с 8 до 19 часов. Полный график...
Общество
В жизни часто случаются различные неприятности. Одной из таких можно считать потерю документов, однако сегодня их легко можно восстановить. Журналисты сайта 056 разобрались, как можно восстановить основной набор документов. Как восстановить паспорт Для того, чтобы восстановить свой паспорт необходимо будет собрать перечень документов. В том случае, если ваш паспорт был украден, можно будет составить заявление в местном отделении полиции. Далее мы указали с...
Бизнес
По состоянию на вторник, 7 июля, Национальный банк Украины установил официальный курс гривны к иностранным валютам. Предлагаем узнать о курсе доллара и евро в банках и обменниках Днепра. Соответствующие данные опубликовали на сайте Минфина. Нацбанк установил курс гривны в городе на уровне 27.1269 грн за доллар и 30.7226 грн за евро. Таким образом, по сравнению с предыдущим банковским днем, курс гривны к доллару упал на четыре копейки: с 27.17 грн за доллар...
Криминал
Во время получения взятки на Днепропетровщине задержали депутата одного из городов. Подозреваемый в коррупции хотел получить за свои услуги 44 тысячи гривен. Об этом сообщает пресс-служба прокуратуры Днепропетровской области. По данным следствия, глава комиссии по вопросам земельных отношений и земельного кадастра, планирования и благоустройства горсовета, потребовал от предпринимателя 44 000 гривен за положительное решение вопроса о выделении земельного у...
Общество
В Украине петиция  на сайте президента с требованием законодательно запретить 5G набрала необходимые 25 тыс. голосов. Об этом сообщает 056. На фоне COVID-19 теории о вредном воздействии технологии 5G стали распространяться с новой силой, в том числе и в Украине.  «Запретить внедрения 5G-за крайне негативное его влияние на здоровье! Без клинически подтвержденной доказательной базы по безопасности данного вида связи просим не вводить его в нашей стране», - г...
Общество
Электрическая плита - один из самых затратных приборов в доме, и за год она может потреблять 1200-1400 кВт · ч. В пресс-службе поставщика YASNO подготовили рекомендации, как использовать плиту и экономить.  При покупке новой плиты выбирайте модель класса энергоэффективности А выше. Лучше А + и А ++. Она использует значительно меньше электроэнергии, чем старая техника.  Плотно закрывайте посуду крышкой при варке, чтобы уменьшить энергозатраты на 20-30%.  Не...