История загадочного моста Днепропетровска - 056.ua

История загадочного моста Днепропетровска

Пожалуй, далеко не каждый житель нашего города ответит на вопрос, где находится Мерефо-Херсонский мост. И не каждый днепропетровец, даже с большим стажем, может похвастаться, что хоть раз в жизни проезжал по этому мосту.

Мост расположен в самой живописной и густонаселенной части Днепропетровска, проходит через самую популярную зону отдыха — Комсомольский остров, но остается при этом недоступным. Когда вы проходите под мостом на пляж, вас даже и близко не подпустят к его опорам. Смотреть можно, трогать нельзя! А смотреть есть на что: Мерефо-Херсонский мост оставляет впечатление легкого кружева над водой.

История этого кружева, как берега Днепра, соединяет две эпохи: Российскую империю и Советский Союз. А теперь и независимую Украину.

Строительство моста началось еще при старом режиме — в 1914 году. Он должен был находиться в 5 километрах ниже от действовавшего моста Екатерининской железной дороги. Новый переход через Днепр был запроектирован как металлический. В пределах главного русла реки он намечался двухъярусным. По верхнему ярусу предполагалось пустить поезда, а по нижнему — городской транспорт и пешеходов. Большие металлические арки располагались сравнительно низко над горизонтом высоких вод. Остров, проток и часть правого берега было намечено перекрыть меньшими металлическими пролетами для однопутной железнодорожной линии. Данная часть сооружения была представлена в плане на двух кривых радиусом по 750 м.

Уже в 1916 году установили все 22 опоры моста, спроектированного академиком Г. П. Передерием. Изготовление же и установку металлических пролетных строений общим весом 16 000 т прервала Первая мировая война. Строительство моста было законсервировано.

Советская власть нашла время заняться Мерефо-Херсонским лишь в 1928 году. Тому были серьезные экономические причины: быстро растущий грузооборот Екатерининской железной дороги, громадные затруднения, создаваемые недостаточной пропускной способностью старого моста, все чаще и чаще срывающие работу местной металлургической промышленности. Но каким должен быть мост? Ведь новая власть с большим подозрением относилась к чертежам инженеров старого режима. Поэтому был объявлен всесоюзный конкурс на достройку нового моста, который и решил окончательно вопрос о его внешнем виде и содержании.

По мнению Гипротранса, постройка двухъярусного моста, на чем настаивали специалисты Днепропетровска, была экономически и технически нецелесообразна. В связи с сооружением ДнепроГЭСа и улучшением судоходства городской ярус пришлось бы располагать над железнодорожным проездом, что при данном рельефе местности вызывало огромные расходы на городские съезды, особенно на днепропетровской стороне. Стоимость одних только въездов составляла примерно 50% от стоимости самого моста.

Значительная сложность и длительность изготовления двухъярусных пролетных строений, громадный расход металла, задержка с открытием железнодорожного движения явились причинами отказа от двухъярусного моста. Кроме того, городской проезд на старом мосту Екатерининской железной дороги был расширен, поэтому отпала необходимость на ближайшие годы второго городского моста, не стесненного условиями железнодорожного движения. На основе подобных выводов и было решено продолжить сооружение Мерефо-Херсонского моста с использованием построенных в 1914 году опор.

Из составленных Гипротрансом двух вариантов моста с металлическими пролетными строениями и железобетонными арочными был выбран последний. По сравнению с металлическим мостом железобетонный вариант имел ряд преимуществ. Прежде всего — большая экономия металла. Немаловажное значение в выборе сыграл прекрасный внешний вид железобетонного моста, не идущий ни в какое сравнение с металлическим. В свое время днепропетровские городские организации категорически протестовали против сооружения металлического моста в пределах наиболее живописной части города Днепропетровска — парке им. Шевченко.

Условия для сооружения железобетонного моста были еще благоприятные ввиду расположения основания опор больших пролетов на скале, при достаточно мощных старых опорах для установки железобетонных арочных конструкций, наличия возле моста каменного и песчаного карьеров и т. п. По всем этим причинам решение о постройке железобетонного моста следует признать правильным. В силу своих конструктивных особенностей построенный мост представляет большой интерес, как для проектировщиков, так и для строителей.

Автором нового проекта стал Н. М. Колоколов, предложивший впервые в истории мостостроения применить монолитный железобетон. Главным инженером был назначен М. А. Кисня, награжденный орденом Красной Звезды.

При строительстве рабочие проявляли трудовой героизм, стремясь сдать мост досрочно. 35 железобетонных арок и оба металлических пролета по 52 метра каждый соорудили всего за семь месяцев. 24 октября 1932 года в 15.30 был уложен последний кубометр бетона. А еще через два месяца уникальный мост через Днепр был сдан в эксплуатацию. Его возвели менее чем за полтора года.

Во время войны Мерефо-Херсонский мост был разрушен и затем восстановлен по проекту коллектива «Днепрогипротранс» под руководством Е. Г. Тетерука. На его «реставрацию» было израсходовано около 50 млн советских рублей и 30 000 кубометров высококачественного бетона.

За свою художественную выразительность, выдающиеся технические качества, проверенный на прочность временем, Мерефо-Херсонский мост взят под охрану государства как памятник архитектуры.

Детали. Мерефо-Херсонский мост можно разделить на четыре составные части:

— перекрытие на левом берегу;

— главное русло с большими железобетонными арками;

— перекрытие острова, протока и части правого берега малыми арочными пролетами;

— в пределах парка им. Шевченко 3 сводчатых пролета.

По слухам, Мерефо-Херсонский мост находится на когда-то стратегической одноименной ветке. Еще в конце 50-х там постоянно дежурили пулеметные команды, которые стреляли во все, что плыло и шло под мостом. На северной части моста до сих пор стоят специальные военные укрепления.

Днепровская правда
Мерефо-Херсонский мост история Днепропетровск
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Актуальность
(0 оценок)
Оперативность
(0 оценок)
Ошибки
(0 оценок)
Информативность
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Общество
В Днепре купить пасхальные куличи можно и в супермаркетах, и на рынках, и в кофейнях, а также обратиться к кондитерам-пекарям. 056 решили узнать, где и за сколько продают пасхальные куличи. Первым делом отправились в городские супермаркеты. Там цены стартуют от 36,99 гривен за паску в 300 грамм, 59,99 гривны - за 500 грамм и так далее. Цены увеличивается на 10-15 гривен за каждые 100 грамм.   В сети мини-кофеен также можно приобрести куличи. Там их продают...
Политические новости
Уже третий год подряд эко-акция «За життя річок України» вызывает настоящий восторг у маленьких и взрослых днепрян. Городская организация партии «Оппозиционная платформа – «За життя» привлекает детей и взрослых, которые присоединяются к процессу зарыбления реки Днепр. «Цель нашей акции – выпустить в реку мальков толстолобика. Это природный фильтр, который очищает реку от водорослей, загрязняющих Днепр своим распространением. Каждый год в акции принимают уч...
Криминал
В Днепре полицейские задержали мужчину и женщину, которые склоняли девушек к занятию проституцией. Об этом сообщили в пресс-службе ГУНП в Днепре. Женщина, гражданка Российской Федерации, находилась в Днепре и на территории Украины незаконно. Она вместе со своим сожителем искали девушек в возрасте от 18-ти до 35-ти лет, после чего склоняли их к занятию проституцией на территории города. Правоохранители провели 3 обыска по местам проживания подозреваемых и...
Общество
Великая Суббота – это последний день перед Пасхой. Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. Именно в Великую субботу вечером в церквях начинаются пасхальные службы. Если же вы по каким-то причинам не можете посетить всенощную, то все равно не должны ложиться спать. В эту ночь обязательно зажгите свечу перед иконой Иисуса Христа и найдите время для гл...
Общество
В Днепре снова будет курсировать ретро-трамвай с завтрашнего дня, 27 апреля. Об этом сообщает пресс-служба КП “Днепровский электротранспорт”. Ретро-трамвай стал своеобразной визитной карточкой Днепра. В нем вагоны еще начала двадцатого века, и у них есть некоторые конструктивные особенности: открытый кузов, отсутствие дверей, высокий пол, две подножки для посадки пассажиров. Вагон будет курсировать по проспекту Дмитрия Яворницкого, от железнодорожного вок...
Общество
Великая Суббота – это последний день перед Пасхой. Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. В этот день можно готовить праздничные пасхальные блюда, но есть их еще нельзя. Главным обычаем Страстной субботы является окраска и украшение яиц. Классическим цветом пасхальных крашенок считается красный. Но, естественно, можно красить яйца в любой цвет, кот...
Общество
На Днепропетровщину доставили более 3000 доз вакцин от бешенства. Об этом сообщили в пресс-службе ДнепрОГА. На Днепропетровщину поступила первая партия вакцины для профилактики бешенства. Она необходима для людей, которые контактировали или были укушены зараженным бешенством животным. Без своевременного лечения инфекция может привести к летальному исходу, ведь бешенство - это острая инфекционная болезнь, которая поражает центральную нервную систему человек...
Политические новости
Результаты президентских выборов показали, что повестка ОППОЗИЦИОННОЙ ПЛАТФОРМЫ – ЗА ЖИЗНЬ имеет поддержку людей. Поэтому партия будет бороться за победу на выборах в Верховную Раду. Об этом заявил народный депутат от ОППОЗИЦИОННОЙ ПЛАТФОРМЫ – ЗА ЖИЗНЬ Сергей Лёвочкин в интервью «РБК-Украина». «У нас хороший результат (на президентских выборах. – Ред.), нынешняя социология даёт нам еще больше, мы будем бороться за первое место. Результаты президентских выб...
Общество
В Днепре сотрудники госслужб почтили память ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Об этом сообщает пресс-служба облсовета. 33 года назад, 26 апреля 1986 года на четвертом энергоблоке электростанции прогремел взрыв. В тот день произошла одна из самых масштабных катастроф - авария на Чернобыльской атомной электростанции. “Это событие изменило жизнь сотен тысяч семей. По разным данным, от 600 до 800 000 человек со всего СССР участвовали в ликвидации пос...
Новости по теме
Какие новые фильмы завтра выйдут в кинотеатрах Днепра, - ТРЕЙЛЕРЫ
Совет редакции 056: 12 книг разных жанров, которые запали нам в душу
В Днепре проводят двухдневную Пасхальную ярмарку
Совет редакции 056: 12 фильмов, от которых мы без ума, - ТРЕЙЛЕРЫ
Свадебная арка, квесты и лекции: в Днепре пройдет городской фестиваль для взрослых и детей
Ретропробег, пешие экскурсии, StandUp-вечер и еще 7 крутых ивентов в Днепре в этот уикенд
Четырехметровые призраки в центре города: в Днепре сегодня вечером будут гулять светящиеся персонажи, - ФОТО
В центре Днепра из-за уличного представления весь день не будет работать парковка, - ДОКУМЕНТ
ТОП-7 фильмов, которые покажут в кинотеатрах Днепра, -ТРЕЙЛЕРЫ
В Днепре на многоэтажном доме появилась яркая репродукция картины Гапчинской: как это выглядит, - ФОТО