Парус, Тополь, Солнечный: откуда пошли названия жилмассивов Днепропетровска

Большинство горожан знают "имена" основных наших жилмассивов – Тополь, Сокол, Парус и т.д.. Они прижились практически сразу, однако мало кто вспомнит о том, почему же они носят именно такие названия.

"Днепропетровская панорама" разобралась, откуда пошли названия жилых массивов нашего города.

Жилой массив Тополь

Название «Тополь» не указано ни в одном официальном документе, но зато есть много официальных документов о сдаче того или иного объекта "на жилмассиве Тополь".

По всей видимости, это название жилмассивам дали еще архитекторы, которые начали строительство в конце 60-х. Дело в том, что на этом месте, в свое время, было много тополиных рощ, впрочем, на этом же месте было и много злосчастных балок. Строили жилмассивы в спешке, так как подгоняли "сверху".  В результате коммуникации пошли в недостаточно укрепленную почву. Это и вызвало печальные события, когда в 1997-м под землю ушел целый дом.

Жилой массив Сокол

А вот с Соколом, строить который начали в начале 80-х, связана прекрасная, но трагическая легенда.

Согласно легенде, этот массив стоит на высоком холме, где еще в 30-х годах базировался местный аэроклуб. В начале войны все члены аэроклуба пошли на фронт и в первые же месяцы войны погибли. Новый жилмассив решили назвать в их честь - Соколом.

Также мало кто знает, что здесь же, между Соколом, Победой и дорогой на аэропорт, должен был появиться еще один новый микрорайон - Южный. Его спроектировали в начале 80-х, но, как говорится, не судьба.

Жилой массив Фрунзенский

Аналогичная ситуация и с последним "осколком" СССР - жилмассивом Фрунзенский, который начали строить с середины 80-х. Он возник на месте рабочего поселка имени прославленного революционного военачальника Михаила Фрунзе.

"По уровню комфортабельности и близости к Днепру, базам отдыха, лесопарку ему не будет равных, - писали днепропетровские газеты той поры. - Особый интерес представляет сеть искусственных каналов, каждый глубиной шесть метров, которые будут соединены друг с другом и с Днепром. Они предназначены для понижения уровня грунтовых вод и отдыха жителей массива. Это создаст определенный микроклимат, ведь зоны отдыха находятся в самом микрорайоне. Близость к воде подчеркивается зданиями преимущественно голубого цвета. Уходя вглубь, они становятся более "теплыми" - охристого и красно-коричневого цвета".

Жилой массив Солнечный

Недолго думали архитекторы и над названием нового жилмассива Солнечный (спроектированного еще в 60-х, стройка началась в начале 70-х). Эта территория всегда хорошо освещается солнцем, поэтому в названии и хотели подчеркнуть это. Кстати, даже сейчас заметна данная особенность этого жилмассива.

Так уж повелось, что жилмассивы на левом берегу Днепропетровска (кроме Левобережных 1, 2 и 3, а также Солнечного), которые вошли в черту города в 1925 году, в основном носят имена героев революции 1917 года.

Жилой массив Воронцовский

Так, жилмассив Воронцовский (массив в районе Центрального моста) начали застраивать в 60-е годы на месте бывшего поселка Воронцовского, названного в честь Екатеринославского большевика Петра Воронцова.

До революции он работал в Нижнеднепровских вагонных мастерских, организовал школу агитаторов, издавал подпольную газету, создал рабочий клуб. В годы гражданской войны Воронцов становится заместителем председателя екатеринославского Совета рабочих депутатов. Он создал первую в Украине районную партийную школу (она стала образцом для всех учебных заведений Украины по подготовке парткадров), сам же и преподавал в ней. В конце 1919 года Воронцов погиб под Новомосковском в бою с деникинцами.

Жилой массив Правда

Новомосковское шоссе существовало еще с XIX века и названо так потому, что связывало губернский центр Екатеринослав с уездным, а затем и районным центром Новомосковском. 30 апреля 1962 г. Новомосковское шоссе переименовали в "проспект имени газеты "Правда" - в честь 50-летнего юбилея газеты. Главная газета большевистской партии и Советского Союза - "Правда" - начала печататься с 22 апреля (5 мая) 1912 г.

Этот день отмечали в бывшем Союзе как День Печати. В начале 1980-х гг. ее тираж составлял около 11 млн. экземпляров. Газета "Правда" являлась официальным партийным органом, статьи (и особенно передовицы), помещенные в ней, оказывали кардинальное влияние на формирование общественного мнения огромной страны. С течением времени, особенно за последние двадцать лет, первичная смысловая нагрузка названия стала размываться.

Проспект и район в обиходе стали называться - "Правда". Доходит до того, что часть новых указателей на проспекте сообщает просто - "Проспект Правды".

Особенно ударной для местных строителей выдалась середина 70-х. В 1975 году вся страна отмечала 30-летие со дня победы над нацистской Германией, а в 1976 году Днепропетровск готовился отметить 200-летие города и 50-летие переименования. В те годы окраины превратились в масштабные стройплощадки. Так, к 30-летию Победы сдали под ключ первый из шести массивов Победы. На следующий год строители сдали первые очереди жилмассивов Западный, Солнечный, Тополь и Красный Камень.

Жилой массив Победа

Новая «Победа» действительно стала победой – впечатляющим достижением советского градостроительства, воплотившим в себе эстетические, технологические и общекультурные представления эпохи (во всеми ее достоинствами и недостатками). Грандиозный проект массива не на один десяток тысяч человек был реализован в максимально короткие сроки. Если искать в Днепропетровске лучший памятник стремительного развития города в брежневскую эпоху 1960 – 1980-х гг., то, это, безусловно, жилой массив Победа – настоящий «город в городе». Скульптурных и архитектурных монументов в районе Победы немного, но все они связаны с военной тематикой. На бульваре Славы, в месте пересечения с проспектом Героев, в 1995 г. открыли памятник в честь 50-й годовщины Победы над Германией.

За считанные годы новоселье в городе, который на тот момент уже стал миллионником, отпраздновали почти 60 тысяч семей! Завод им. Петровского перевыполнил план по производству продукции на один миллион рублей. Попутно Днепропетровск выиграл и всесоюзные социалистические соревнования, за что удостоился переходного Красного Знамени ЦК КПСС.

Но славные рекорды производства на следующий же год правительство сделало нормой, а следующий госплан подразумевал установку нового рекорда. В мае город получил орден Ленина, а у железнодорожного вокзала установили памятник "отцу" города - Григорию Петровскому.

Жилой массив Петровский (Красный Камень, Коммунар и Парус)

Жилмассивы Красный Камень и следующие за ним - Коммунар и Парус - должны были входить в единый жилмассив Петровский. Но это название почему-то не прижилось. А вот три его составные части горожане запомнили быстро.

Красный Камень, по оценкам и проектировщиков, и историков, назвали так из-за того, что здесь на поверхность выступали граниты. Собственно сам жилмассив и начинается с бывшего карьера, ныне превращенного в искусственное озеро с официальным городским пляжем.

Жилмассив Коммунар получил свое название от главной улицы - Коммунаровской, которая там была и раньше.

А вот почему последний здешний жилмассив получил название "Парус", до сих пор непонятно. Хотя у историков есть версии.

Есть мнение, что свое название он получил из-за домов, которые там должны были покрасить в голубой цвет (кстати, это до сих пор одна из характерных черт массива). Свое название, жилмассив, якобы получил, из-за компактно стоящих у Днепра синих домов.

Хотя, эта версия остается неподтвержденной.

Жилой массив Западный

Заводскими территориями оканчивался с западной стороны старый Екатеринослав. В советское время и цеха разрослись, и населения стало гораздо больше, поэтому в западной части города появились новые жилмассивы. Массив Западный в западной части Днепропетровска - своеобразный "анклав", окруженный заводами, с одной стороны, балками и лесопарками - с другой. Его начали застраивать в конце 1960-х гг., и уже в 1973г. здесь стояли кварталы светло-серых пятиэтажных и белых девятиэтажных домов, общежития, школы, детские сады и магазины. Селились здесь рабочие Петровки, трубопрокатного завода имени Ленина, ДЗМО, "коксохима" и других заводов.

Новые Кайдаки

Нынешнее городское поселение Новые Кайдаки в западной части Днепропетровска — остаток некогда известного городского поселения Новый Кодак. Само название «кодак» в переводе с тюркского означает «поселение на горе».

Новый Кодак возник как военный форпост и торговое местечко на небольшой возвышенности возле оживленного днепровского перевоза. В XVIII веке Новый Кодак – со всеми необходимыми городскими атрибутами - крепость, административный, транспортный и торговый центр. Относительное процветание Кодака завершилось с основанием Екатеринослава Днепровского. Более древний город пришел в упадок и постепенно к началу ХХ века был поглощен другим городом — Екатеринославом-Днепропетровском.

Новый Кодак обязан своим именем Старому Кодаку, расположенному на расстоянии около 17 км ниже по течению Днепра. Старый Кодак — крепость, сооруженная по решению польского правительства в 1635 году для контроля над передвижениями запорожских казаков, несколько раз разрушенная восставшими казаками, и, в конце концов, ставшая форпостом Гетманской Украины. Старый Кодак был центром паланки — административной единицы запорожских земель.

Новым Кайдакам суждено было много пережить — он был древним казацким городом, «смежным местечком», предместьем, рабочим поселком Екатеринослава. Ныне, по прошествии первого десятилетия ХХІ века Кайдаки представляют собой относительно спокойный район Днепропетровска с малоэтажной застройкой. Соседствуя с промышленными районами, Новые Кайдаки сохранили сельской колорит. Вероятно, наиболее бурные периоды в исторической жизни поселка Кайдаки остались в прошлом.

Днепр жилмассивы Парус Сокол Солнечный Новые Кайдаки
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Актуальность
(0 оценок)
Оперативность
(0 оценок)
Ошибки
(0 оценок)
Информативность
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Криминал
12 октября обнаружено подпольное производство, где омыватели и спиртосодержащие вещества перерабатывались на спирт. Об этом сообщает пресс-служба государственного предприятия «Укрспирта». Государственная фискальная служба совместно со специалистами «Укрспирта» обнаружили незаконное предприятие, где стеклоомыватели перерабатывали на спирт. Это уже третий за год нелегальный спиртзавод, обнаруженный сотрудниками «Укрспирта» совместно с ГФС. В дальнейшем спирт...
Происшествия
Ночью 17 октября неизвестные подорвали банкомат ПриватБанка, который находился на улице Пастера в магазине «Панда». Об этом сообщает пресс-служба ПриватБанка. Подойдя к помещению магазина, где установлен банкомат, неизвестные совершили поджог и подрыв банкомата, в результате чего были выведены из строя охранно-пожарная сигнализация банкомата и магазина, сам же банкомат - полностью разрушены. Наряд охраны прибыл на место происшествия уже после того, как зло...
Общество
Завтра, 18 октября, в некоторых районах Днепр отключат электричество. Как сообщили в пресс-службе "ДТЭК Днепроблэнерго", отключение связано с техническим обслуживанием. СПИСОК АДРЕСОВ: АНД-район: пр. Д. Яворницкого, 96; ул. Моховая, 2-60, 3-75;   ул. Резервная, 1-31, 2-40; ул. Рабкоровская, 1-25, 2-20; ул. Шлюзовая, 2-12, 5-49, 69-83, 88; ул. Ветрянная, 18-30, 106-108, 112-116, 118а; АТБ ул.Г.гр.войны3, АЗС л.Г.гр.войны 5, СТО ул.Г.гр.войны11, церковь ул.Г...
Новости компаний
Одни из самых низких цен на одежду в Украине были выявлены 16 октября 2018 г. в интернет-магазине Time of Style. Приводим цены на популярные категории осенне-зимнего ассортимента: Мужские куртки - от 189 грн. Мужские рубашки - от 29 грн. Мужские брюки - от 99 грн. Мужские свитера - от 79 грн. Женские джинсы - от 149 грн. Женские спортивные штаны - от 69 грн. Женские куртки - от 239 грн. Платья - от 229 грн. Женские свитера (гольфы, джемперы, худи, свитшоты...
Общество
В Днепре мужчина заметил пьяного водителя и рассказал об этом полицейским.  Об этом сообщили в пресс-службе патрульной полиции Днепра. Во вторник, 16 октября, около полудня на перекрестке улицы Шмидта и проспекта Пушкина мужчина заметил, что водитель Toyota Venza был с перегаром. Бдительный гражданин сообщил об этом патрульным.  Полицейские решили проверить эту информацию и "отправились" за иномаркой. Но водитель пытался скрыться. На улица Антоновича копы...
Происшествия
Во вторник, 16 октября, в 16:28 на улице Маршала Малиновского загорелась квартира в 9-этажном доме. Об этом сообщили в пресс-службе ГУ ГСЧС Украины в Днепропетровской области. Возгорание произошло в комнате квартиры на 5 этаже. Сгорели домашние вещи на площади 15 квадратных метров. "Во время борьбы с огнем спасатели обнаружили тело мужчины 1968 года рождения. Также была госпитализирована хозяйка квартиры 1953 года рождения. Ее забрали в городскую клиническ...
Общество
В Днепре на проспекте Поля появилось новое Smart-дерево, которое обещают полностью «включить» к концу недели Об этом сообщается на официальной странице Департамента стратегического развития и инвестиций Днепра в Facebook. Третье «умное» дерево устанавливают на пр. Поля, в парке ракет. Пока оно только «приживается» на новом месте, а специалисты тестируют все функции. Обещают «включить» дерево полностью в конце недели. Цель Smart-дерева – выступить каналом к...
Партнерский материал
В современном мире прогрессивных технологий и общедоступной информации можно моментально узнать интересующий факт, прочитав лишь пару статей в Интернете. Одним лишь кликом можно перейти на нужный информационный портал, на бизнес форум или же посмотреть в онлайн режиме то или иное мероприятие. Несмотря на это, существует достаточно большое количество людей, которым важно живое общение, живые ответы на интересующие их вопросы. Именно для этого 31 октября‬ в...
Происшествия
В Днепре вчера, 16 октября, «бросили» автомобиль Infinity прямо у трамвайных путей, из-за чего движение электротранспорта остановилось на два часа Об этом сообщает пресс-служба горсовета Днепра. Автомобиль перегородил движение шести трамваям маршрута №1, который ежедневно возит людей по центральным улицам и до Вокзальной площади. Соответственно, около 200 пассажиров вынуждены были идти пешком, а электротранспорт не досчитается нескольких тысяч гривен прибы...