Сергей Тигипко: «Новая власть «сливает» Донбасс»
Вслед за Крымом новая временная власть без боя сдает России восточные регионы Украины.
Об этом в эксклюзивном интервью сайту 056.ua рассказал Сергей Тигипко.
- Сегодняшняя власть ничего не делает, чтобы сохранить эти регионы. Ничего не предпринимает для перераспределения полномочий. Политика, которую проводит сейчас правительство, абсолютно невнятная. Хотя сейчас необходимы очень жесткие и последовательные шаги. В тоже время все действия, которые производятся в Донецке и Луганске, должны быть взвешенными. Если речь идет, например, о втором государственном языке, то русский можно в нынешней ситуации вводить в тех сферах, где это будет наименее болезненно. И вообще я считаю, что на языковой проблеме нельзя спекулировать.
Нужно понимать: все регионы Украины абсолютно разные. Донецкая и Днепропетровская области отличаются друг от друга. И это нужно учитывать. Поэтому я считаю, что идеальный вариант для Украины - это федерализация в рамках единой страны. Максимальные полномочия и ресурсы должны быть отданы регионам. Также у регионов должно быть право проводить местные референдумы. Единственно условие - никаких вопросов об отделении от Украины. Я поддерживаю идею федерализации в рамках единой независимой Украины.
- Как Вы считаете, что спровоцировало массовые протесты на Донбассе и отделение Крыма?
- Неадекватная реакция власти, которая, похоже, не контролировала ситуацию в стране. Вместо того чтобы услышать людей, власть продолжала навязывать отдельным регионам те ценности, которые там никогда не пройдут. И наоборот - отбирала у людей их историю, прошлое. Естественно, такие действия власти не могли не вызвать у людей негативной реакции. А сейчас я убежден, что мы должны садиться за стол переговоров и приходить к компромиссу. Мы должны бороться за Донецк и Луганск.
- Как бы Вы охарактеризовали ситуацию в этих регионах?
- Надо понимать, что даже Луганская и Донецкая области различаются между собой. При этом оба этих региона - украинские. И мы должны слышать людей, которые там живут. При децентрализации власти нам удастся снять наиболее острые вопросы, которые сейчас вызывают противоречия. Жители территорий получат возможность самостоятельно определять приоритеты, по которым жить. Но мир возможен только как результат национального диалога.
При этом, если ситуация будет и дальше развиваться так, как сейчас, они станут непризнанными территориями.
Ничего хорошего это не принесет. Ведь и в Луганске, и в Донецке большинство предприятий ориентировано на Россию, Беларусь и Казахстан. Они боятся потерять эти рынки. А заместить их другими, европейскими, не всегда можно.
Если нам удастся стабилизировать ситуацию в этих регионах, будем бороться и российские рынки. Это жизненно необходимо украинским предприятиям. Посмотрите, доля экспорта в Россию на предприятиях восточных регионов составляет от 30 до 70 процентов. Без сбыта своей продукции предприятия несут колоссальные убытки.
- Получается, нам все-таки нужно было подписывать Ассоциацию с Евросоюзом?
- Я считаю, что Европа совершила большую стратегическую ошибку, поставив нас перед выбором: или ассоциация и европейские рынки или Таможенный союз и рынки России, Беларуси и Казахстана. Идеальным для нас был бы вариант синхронного вступления с Россией в зону свободной торговли. Наш северный сосед декларировал свою готовность в 2018 году вступить в зону свободной торговли. Если бы мы не совершили ошибку и не поддались на уговоры Европы, мы бы не теряли столь стремительно российские рынки сбыта.
По большому счету, серьезнейший экономический кризис, который ждет Украину, был спровоцирован, в том числе, и стремлением руководства страны подписать Ассоциацию с Евросоюзом.
- Если такие серьезные риски и потери имели место при подписании Ассоциации, почему же мы два года на всех парах неслись туда, а потом резко дернули стоп-кран?
- Как объяснял лично мне Янукович, он сам в последний момент только узнал, чем грозит для украинской экономики подписание ассоциации. И было решено приостановить эти процессы. Хотя еще буквально за неделю до этого Янукович лично убеждал фракцию в необходимости вступления в Евросоюз.
- Есть ли у Вас рецепт выхода из кризиса?
- Прежде всего, это смена правительства. Должны прийти профессионалы, которые умеют договариваться - как с Западом, так и с Россией. Мы должны не на словах, а на деле бороться с коррупцией. Бизнес, в том числе, и западный, будет заинтересован в инвестициях в украинскую экономику лишь тогда, когда будет уверен в прозрачных условиях работы.
Второе - нам необходимо воевать за все возможные рынки сбыта и максимально оперативно модернизировать промышленность. Только тогда наша продукция будет конкурентоспособной. Если нам удастся сделать хотя бы это, мы сможем переломить ситуацию.
- Вы уже работали в правительстве Януковича. При этом партия, которую создавали, "Сильная Украина" вошла в состав Партии регионов, перестав существовать. На Ваш взгляд, это была ваша ошибка или заблуждение?
- Признаю, что это была ошибка. Но тогда были романтические настроения. Янукович, который рвался к власти, говорил очень правильные вещи. И мы верили в то, что он говорил. Но когда "молодая команда" практически узурпировала власть и вывела коррупцию на иной, небывалый доселе уровень, многие поняли, что заблуждались. С позиции сегодняшнего дня понимаю, что не надо было распускать партию. Многое потеряли. Но важно признать ошибки и сделать выводы.