• Головна
  • «Лебединое озеро» обречено на зрительский успех!
Волнующий миг премьеры
12:16, 12 березня 2014 р.

«Лебединое озеро» обречено на зрительский успех!

Волнующий миг премьеры

Прекрасное представлено в избытке. Залогом, как трогательный сюжет любви принцессы лебедей с французским именем Одетта и немецкого принца Зигфрида, так и проникновенная музыка Чайковского, вдохновившая великих балетмейстеров — француза Мариуса Петипа и русского Льва Иванова на создание хореографии, равной которой нет. Наконец, непостижимая мистическая тайна с ее атмосферой фантомных превращений, двойниками, коварными оборотнями, сопутствующая балету, делает его крайне востребованным на крутых виражах нашей истории. Для тех, кто впервые соприкасается с балетом, напомню его содержание.

В основе сюжета старинная германская легенда о злобном волшебнике Ротбарте, который превратил Одетту и ее подруг в белых лебедей. Лишь ночью на несколько часов им позволено принимать человеческий облик. Освободить девушек от заклятия сможет тот, кто полюбит Одетту и принесет ей нерушимую клятву верности. Cудьба сводит Одетту и Зигфрида на берегу Лебединого озера. Влюбленный принц клянется принцессе в верности. Но у Одетты есть черный двойник - Одиллия, дочь Ротбарта. Обманутый коварным сходством, Зигфрид совершает трагическую ошибку, избирая невестой Одиллию. Осознав вину, принц горько раскаивается в невольной измене. Он умоляет Одетту о прощении и побеждает в смертельном поединке с Ротбартом. Гибель властителя темных сил освобождает девушек от колдовских чар.

На вопрос о том, каким увидят днепропетровцы премьерное «Лебединое озеро», отвечают постановщики: Зинаида Зинченко, художественный руководитель балетного коллектива и Дарья Белая, художник по костюмам.

З. З. Начну с того, что зрители увидят новую постановку. Об этом позаботились не только его художники: (автор декораций — главный сценограф Донбасс Оперы Сергей Спевякин, автор костюмов — главный художник Днепропетровской оперы Дарья Белая) оформившие спектакль с невиданной роскошью. За подробностями обратитесь к Дарье Алексеевне. Я же скажу о том, что мне ближе — о хореографии и исполнителях.

«Лебединое озеро» справедливо считается лирической вершиной славянского балетного театра. Вдохнул русскую душу в это уникальное явление искусства не один Чайковский, но и скромный помощник всесильного французского мэтра Лев Иванов. Это он придумал заколдованных белых дев со скрещёнными на балетных пачках руками и склонёнными головками. В их позах угадывался силуэт птицы сложившей крылья. Он же наделил их гордой лебединой статью и плавностью движений. Европеец Петипа привнес в балет блестящие сцены дворцовых празднеств. А белоснежному лебедю Одетте, созданной Ивановым, противопоставил Одиллию — черного двойника. Распевному танцу лебедей — изысканное кружево вальсов и яркие краски испанских, польских, венгерских, итальянских плясок. Их творческий союз породил невиданное танцевальное богатство, которое представлено в новом спектакле во всем его великолепии. Не забудем и о том, что впервые именно в «Лебедином озере» балет получил женскую супер-партию, сочинённую разными, но равновеликими хореографами: Одетту — символ нежности, милосердия и Одиллию — воплощение абсолютного зла. Как правило, этих персонажей танцует прима-балерина труппы. Исполнение двойной роли считается экзаменом высшей сложности. Премьерный спектакль танцует Елена Печенюк. Ее Принц — Дмитрий Омельченко. Другие главные фигуры в спектаклях 14 и 29 марта: Екатерина Шмигельская, Ирина Авраменко, Алина Сирота-Коваль, Елена Салтыкова, Елена Галушка, Алексей Чорич, Евгений Кучвар, Юрий Войников, Сергей Бадалов, Евгений Даньков -Белянский. В спектакле занят весь балетный коллектив. Добавлю, что мы относимся к нынешнему «Лебединому озеру» очень ответственно, работу над ним начинали с чистого листа. Не в последнюю очередь потому, что по смысловому содержанию, драматургии и форме сегодняшний спектакль ближе к первоисточнику. Вместе с тем для нас важна его «перекличка» с днем современным. Не случайно, мы начинаем спектакль с Пролога. Хотим, чтобы зритель не только услышал музыкальное вступление Чайковского, но и увидел сценическое воплощение увертюры. Будут в нашем спектакле и другие неожиданности: например, черные лебеди в свите Одиллии. Также предполагаются сценические трюки, хотя основное новшество премьеры, конечно, повышенное внимание постановщиков спектакля к зрелищной стороне.

В отсутствие главного автора сценографии «Лебединого озера» (параллельно Спевякин работает над спектаклем в Санкт-Петербурге) обращаюсь за подробностями к художнику по костюмам.

Д. Б. Традиционно стиль оформления «Лебединого озера» всегда был достаточно строгий и сдержанный. Мы попробовали расширить временное пространство спектакля. Взяв за образец классический стиль, понимали, что германская легенда вполне соотносится с готикой Средних веков. Готический стиль, заданный автором декораций, (а я не могу с ним не считаться) прослеживается в костюмах действующих лиц. Все тот же готический стиль дает право пользоваться более мощной и контрастной цветовой гаммой. Позволяет вводить структурно сложные ткани разной фактуры и множественные элементы отделки костюмов. Это сетка, аппликации, всякого рода украшения, из тканей — парча, бархат, шелк, фатин. Принципиальные изменения коснулись балетных пачек — главного атрибута спектакля. В нашем спектакле они большие, многослойные, пышные, нарядные. Такой своеобразный ретро-стиль. По моему мнению они более художественны, хотя технологически их изготовить сложнее. Кроме того, в спектакле появились черные пачки. Наши мастерицы пошивочного цеха, овладевшие современными технологиями шитья, создают удивительно красивые сценические костюмы, поражающие своим роскошным убранством. 1700 жемчужин будут украшать наших балетных лебедей. 1000 метров дорогостоящего фатина израсходовано лишь на женские пачки. Шикарно будут одеты и балетные мужчины. То есть, зрителей ожидает истинный праздник для глаз. В сочетании с божественной музыкой Чайковского такой балет покорит даже неофитов. Но вернусь к визуальной теме. В «Лебедином озере» великое множество танцев. Причем они очень разнятся по своему характеру. У каждого он свой: лирический Вальс, темпераментный Испанский, игривый Неаполитанский, горделивый Польский, распевный Русский и т.д. Характер танца диктует цвет костюмов. Буйство цветов и красок оправдано и сказочным жанром спектакля, его фантазийными образами, которыми нельзя не увлечься. Хотя, тут я соглашусь с Зинаидой Александровной, что «Лебединое озеро» уже давно не просто занятная хореографическая сказочка. Скорее - балетная притча об извечном борении добра и зла в человеке и окружающем его мире. Хочу также напомнить зрителям, что «Лебединое озеро» для нас больше, чем главный классический хит мировой балетной сцены. Это первая большая премьера 2014г. И без преувеличений грандиозный спектакль.

Внимательно слушаю своих собеседников и в мыслях возвращаюсь к «Лебединому озеру» снова и снова. Причин на то несколько. Во-первых, Лебедь - общепризнанный символ балета. Эта красивая птица с удлинённой грациозно изогнутой шеей и белоснежным оперением напоминает некое фантастическое существо полудевушки, полуптицы. Во-вторых, не перестает удивлять пластика движений балерины-лебедя: то плавных и порывистых, то исполненных грусти и агрессии. И наконец, влечет, не переставая, музыка Чайковского, ее всепокоряющая поэзия и исполненный тайны образ женщины Лебедя, им созданный. Но как сказал великий американский хореограф грузинского происхождения Дж. Баланчин, «чем меньше сказано о балете, тем приятнее его увидеть собственными глазами». Приятных Вам  впечатлений!

Лебединое озеро круп.план

Лебединое озеро круп.план

Наталия Иващенко.

На фото Н. Кошелева: Елена Печенюк и Алексей Чорич.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
#оперный театр #премьера #лебединое озеро
0,0
Оцініть першим
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Оголошення
live comments feed...