
В первую очередь цифры: МФО запретили прятать условия за красками
Реклама микрокредитов должна стать прозрачной. Так можно коротко передать содержание недавних постановлений Нацбанка, направленных на регулирование рынка небанковских финансовых услуг.
Постановления №100 и №114, принятые регулятором в октябре, подробно описывают, какую информацию и каким образом микрофинансовые организации должны предоставлять существующим и потенциальным клиентам. Ключевые новации: прозрачные расчеты по суммам кредита, возможность самостоятельно просчитать точные суммы займа и комиссии, а также четкие требования к оформлению рекламной продукции МФО.
Уловки под запретом
В мире рекламы существует много трюков, мешающих увидеть важное. Часто к ним прибегали микрофинансовые организации, рекламируя свои услуги. От мелкого шрифта, за которым скрывались подводные камни кредита, до сокрытия неприглядных условий пользования ссудой.
Новые правила оформления рекламы займов, в частности, содержат следующие нормы:
Концентрация заглавных букв и жирного шрифта в рекламе не может превышать 40% от общего текста.
Реклама не может быть пестрой: при ее оформлении разрешается использовать не более трех цветов. Запрещается размещать информацию на фотографиях и рисунках.
В рекламе услуг небанковских денежных учреждений допускаются только арабские числа.
Текст нельзя строить как геометрические фигуры.
Соотношение заглавных букв должно быть пропорциональным маленьким. Строки не должны мешать друг другу.
Нацбанк стремится положить конец этим уловкам. С этой целью он унифицирует стандарты оформления информации о кредитах, которой должны делиться украинские МФО.
Свои рекламные материалы в соответствии с новыми условиями кредиторы должны упорядочить до конца года. Но кредитные компании, которые ценят своих клиентов, пытаются работать на опережение. Так, в МФО «Качай Гроші» заверили, что значительную часть новых правил компания ввела еще до того, как их озвучил регулятор.
«Мы строим со своими клиентами долгосрочные отношения, поэтому предлагаем им удобные инструменты и прозрачные условия кредитования, о которых рассказываем на своем сайте без всяких уловок. После октябрьских постановлений НБУ мы провели внутренний аудит, цель которого – предоставить исчерпывающую информацию клиентам по поводу будущих выплат», – отметили в пресс-службе компании «Качай Гроші».
Считаем без ошибок
Другое существенное новшество – унифицированные требования к кредитным калькуляторам на сайтах. Цель – обязать небанковские учреждения уведомлять заемщиков обо всех выплатах по кредитам, которые могут возникнуть. Теперь запрещается показывать клиентам только привлекательную ставку, например 0% или 0,01%.
Калькулятор на сайте микрофинансовой организации должен отвечать следующим требованиям:
Показывать в гривнах полную стоимость кредита, учитывать выплаты по страхованию и другие сопутствующие расходы.
Обязательно указывать годовую процентную ставку по ссуде.
Заранее сообщать возможные штрафы за несвоевременное погашение кредита. При этом в гривне должна быть прописана конкретная сумма.
Никаких тайн
Постановление №114 содержит условия к официальному веб-сайту небанковской финансовой компании. За ними клиент должен видеть полное название и контакты МФО. Обязательным является наличие лицензии на осуществление кредитных операций, а сумма займа должна быть четко расписано: сколько денег следует вернуть, когда и в каком объеме начисляются штрафные санкции, годовая процентная ставка.
Также Нацбанк обязал кредиторов поддерживать обратную связь с клиентами удобным для них способом: в смс-сообщениях или через личный кабинет на официальном сайте.
Ничто не должно затмить смысл рекламы и условия, по которым предоставляются финансовые услуги. Это и важное замечание, поскольку указанные нормы касаются только рекламы кредитов или других финансовых продуктов. Имиджевая реклама, не содержащая призывов к получению ссуд, может оформляться на усмотрение владельцев.
Нацбанк последовательно выстраивает безопасные условия для украинцев, пользующихся быстрыми кредитами, поэтому в новых постановлениях нет ничего неожиданного. С тех пор, как регулятор взял под опеку рынок небанковских финансовых услуг, условия работы для кредитных компаний существенно изменились. Но не следует считать, что они вредят всем МФО. По тому, как кредитные организации выполняют новые правила, можно составить впечатление относительно надежности и открытости