
«Один депутат - в поле не воин»: обязанности и возможности народных избранников на местах

В Украине 42 500 депутатов местных советов. Именно столько их было избрано на очередных выборах 2020 года. Для многих может стать открытием тот факт, что заработную плату они, в отличие от нардепов в парламенте, не получают. Впрочем, обязанностей у представителей местного самоуправления немногим меньше.
Об этом сообщает редакция 056.
В обязанности депутата местного совета входит не только участие в коллективном принятии решений на пленарных заседаниях, но и работа в постоянных комиссиях, выезд на округ, проведение личных приемов граждан и работа с обращениями.
Кроме того, депутат является представительным лицом своего общества, он должен быть в курсе всех событий и проблем на своем округе, знать болезненные вопросы, посещать культурные мероприятия, помогать в организации мероприятий и принимать в них участие.
Кроме всего этого, у депутата должна быть работа, на которой он мог бы зарабатывать себе на жизнь, ведь местные избранники не получают зарплаты, за исключением мэров городов и секретарей совета (иногда еще и глав постоянных комиссий). При этом бизнес-деятельность в самоуправлении хоть и не запрещена, однако часто становится объектом общественной критики, а строгая работа "от звонка до звонка" делает невозможным выполнение немалого количества депутатских обязанностей.
Где работают депутаты, не получающие зарплату из бюджета
Как удается распределить всю эту работу, сбалансировать ее и главное – выполнить качественно – лучше всего может рассказать тот, кто имеет опыт видения этого вопроса под разными углами. Своим опытом делится один из самых известных и опытных местных депутатов Украины, депутат Днепровского городского совета Артем Хмельников.
«Не стоит расценивать депутатство как работу, это — именно деятельность. В профессиональном плане я работаю как адвокат, я являюсь руководителем адвокатского объединения. А депутатство — это моя общественная деятельность. Я презентую своих избирателей в городском совете, общаюсь с людьми, выражаю их мнение в городском совете по тем или иным вопросам городской жизни. Кроме того, я осуществляю, как член и глава постоянной комиссии, контроль за реализацией программ. В сферу моей компетенции относятся программы по энергоэффективности, программы по развитию органов местного самоуправления, самоорганизации населения в городе, осуществляю административные функции», - отметил депутат.
Больше возможностей, чем у общественного активиста
Преимуществами депутатской деятельности Артем Хмельников называет то, что на позиции депутата человек может реализовать определенное видение:
«Вместе с коллегами мы можем влиять на процесс развития города, развития общины, развития тех или иных проектов — инфраструктурных, общественных, экономических. Это позволяет действительно повлиять: разработать программу, обсудить с коллегами из разных политических сил, и после этого вынести в городскую советы и реализовать эту программу вместе с исполнительными органами».
Политик отмечает, что в этом смысле у депутата есть определенное преимущество и больше возможностей, чем у общественных деятелей и обычных рядовых граждан, не осуществляющих депутатскую деятельность.
Не все ожидания можно оправдать
Среди недостатков он выделяет то, что не всегда удается реализовать то, что ожидают люди от депутата, хотя на то и есть объективные причины:
«И здесь есть определенное разочарование, что есть желание свернуть горы, осуществить изменения, но есть и проблемы, связанные с объективной реальностью, когда есть определенные процедуры, препятствия, не хватает времени, денег или человеческого ресурса, или недостаточно компетенции в определенных экспертов. И ты не можешь на это повлиять, чтобы реализовать эти замыслы, которых от тебя ждут люди. Это и является одним из главных недостатков этой работы, что один депутат в поле не воин: должна быть политическая организация, политическая сила, которая вместе влияет на те или иные вопросы, связанные с развитием города, страны, общины. Эффект дает только командная работа».
Между тем именно депутаты местного совета играют особую роль в местном самоуправлении, поскольку они наделены реальными полномочиями в органах местного самоуправления и в своем избирательном округе.
В частности, депутат имеет право:
- вносить проекты решений местного совета и его исполнительных органов;
- участвовать в заседаниях постоянной комиссии, в состав которой он входит, и в пленарном заседании совета с правом одобрительного голоса;
- участвовать в заседаниях других органов совета, в состав которых депутат не входит, а также участвовать в обсуждении конкретного вопроса наравне с членами органа совета;
- инициировать выражение недоверия городскому, сельскому, поселковому голове, увольнение должностных лиц местного совета, а также инициировать роспуск исполнительных органов совета;
- направлять депутатское обращение, запрос, вопрос, требование об устранении нарушений законности и восстановления правопорядка, инициировании проведения проверок, неотложном приеме.
Так что за звание эффективного депутата все же стоит бороться, чтобы в полной мере реализовать все, чего ожидают избиратели.