Миллиардер в гостях у слесаря
Волею судеб днепропетровец Илья Литвак оказался в Израиле. Больно было покидать Украину. Здесь он родился, пережил фашистское гетто, потерял родителей, мальчишкой приобрел профессию, стал мастером своего дела.
Тяжело давалась эмиграция. Чужая земля, чужой язык, чужие нравы. Но главная беда была даже не в этом. Он оказался оторванным от своего завода, от любимых станков, от профессионального творчества. Он давно уже переосмыслил девиз знаменитого писателя «Ни дня без строчки». Вся его жизнь прожита под лозунгом «Ни дня без труда!»
Я не помню, чтобы отец когда-нибудь сидел сложа руки. Труд стал его первейшей жизненной потребностью. В своем деле на заводе он достиг совершенства. Ведь его вели по жизни слова: «Если быть, то быть первым». И вот в Израиле он оказался не у дел. Какие дела у пенсионера?
Но он не привык сдаваться. Он мне очень напоминает хемингуэевского Старика с его заповедью: «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».
Потеряв в 12 лет родителей и младшего братика, совершив побег из гетто, оторвавшись от фашистских овчарок, бегущих по его следу, он понимал, что это только начало спасения. Нужно было выживать, жить дальше. В 13 лет пошел работать. Теперь он слесарь по ремонту металлообрабатывающих станков с более чем полувековым стажем. Начинал работать со станками, как он сам говорит, «чуть ли не каменного века». Уже в 46 году, после Победы, в СССР начало поступать в счет репатриации огромное количество современного оборудования. Для отставшего в техническом отношении Советского Союза это стало школой самого высокого технического уровня. А потом, на основе этих станков, стали появляться и отечественные. Сколько их прошло через его руки! Всех и не упомнишь, думала я.
И ошиблась…
Его руки скучали по металлу, по любимому делу. И тогда он решил сделать макеты всех станков, с которыми когда-либо работал! ПО памяти! Без чертежей и схем! ИЗ дерева. Как он мне признавался: «Во мне проснулись гены моего деда, который был гениальным столяром».
Это был вызов самому себе.
Ему удалось изготовить более 70 моделей станков (в масштабе) и другого оборудования. Это уникальная коллекция во всех смыслах. Ее девиз - «Без прошлого нет будущего».
Но самое удивительное было впереди. Этой коллекцией заинтересовался израильский миллиардер Стеф Вертхаймер, которому мой брат, Михаил Гершон, рискнул написать письмо.
Вертхаймера можно назвать самым богатым израильтянином, проживающим на своей родине. Так же он один из крупнейших предпринимателей и промышленников. Начав, как и мой отец, с нуля, он создал свою промышленную империю. Это поистине неординарная личность. Он известен как промышленник, общественный деятель, филантроп, автор книг. Всех его заслуг не перечесть. Он один из самых богатых людей Израиля, но его состояние выражается не только в денежном эквиваленте.
Стеф Вертхаймер родился в Германии в 1926 году, а в 1937 году его семья бежала от нацистов. В 14 лет Стеф начал работать, а в 1952 году организовал в сарае возле своего дома цех по разработке и производству режущего инструмента и изделий из сверхтвердых сплавов из стали. Этот сарай стал основой завода «Искар».
Сегодня компания «Искар» – мировой производитель металлорежущих инструментов для электронной и металлургической промышленности, широко известный своими прогрессивными технологиями. Компания считается одной из ведущих в своей области и поставляет оборудование более чем 60-ти компаниям в мире. Продукция завода используется в автомобилестроении. К примеру, заводы «General Motors» и «Ford» отдают предпочтение этой продукции. Представительства компании расположены более чем в 50 странах мира, а штат насчитывает 6000 сотрудников. Стеф возглавляет Всеизраильский совет предпринимателей.
По замыслу Вертхаймера создано несколько промышленных парков, в которых органично сочетаются промышленное производство с творчеством; продвижение новых технологий с развитием технического образования.
И вот этот предельно занятой человек сообщил, что он лично приедет посмотреть коллекцию моего отца. И приехал…
Его удивлению не было предела. Он не мог поверить в то, что коллекция моделей создана по памяти, без единого чертежа. Вертхаймер решил эту коллекцию разместить в музее, расположенном на территории одного из его промышленных парков.
Для продолжения знакомства он пригласил моего отца к себе в гости. Теперь пришла очередь поражаться и восторгаться создателю коллекции. О таких империях он только слышал. И даже, может быть, представлял их. Увиденное сразило наповал. Огромные заводские помещения, стерильно белые, почти без рабочих. Повсюду автоматы-роботы. Тихо, торжественно и ослепительно чисто. Территория поражает необозримыми пространствами, ухоженными парками, уникальными музеями: иудаики, раритетных автомобилей, уникальной фотографии; Садом скульптур израильских художников, картинными галереями.
Встречал моего папу сам Стеф. Он провел гостей по территории завода, по залам музеев, пригласил в свой кабинет.
Обещал подготовить папину коллекцию для экспонирования в музее: снабдить каждое изделие аннотацией, сопроводить фотографиями станков в натуральном виде. Работа предстоит большая, но Стеф уже дал задание своим служащим заняться этой подготовкой.
В этой истории поражает многое. У этих необыкновенных стариков много общего: война, потери, работа с ранней молодости, уважение к труду и вера в человеческие возможности.
Поражает то, что человека такого масштаба по-прежнему интересует мир и люди вокруг, что он нашел время, а главное изъявил желание увидеть своими глазами творчество совершенно незнакомого ему человека, что его сердце по-прежнему распахнуто для открытий.
А мой папа тоже не сидит без дела. Он написал несколько книг, снабдил всех знакомых собственными поделками из дерева, сконструировал часы для всех моих друзей, сделал своим любимым правнучкам мебель для кукольных домиков. Да, его пальцы огрубели от работы, но душа остается открытой и щедрой.