История моста, который скоро останется лишь в памяти днепрян
В Днепре в скором времени может исчезнуть мост, который соединяет Монастырский остров и правый берег. Редакция 056 решила вспомнить историю единственной пешеходной переправы на правом берегу города.
Мост соединяет Сичеславскую набережную с одним из самых романтических и привлекательных мест Днепра — Монастырским островом. Последние годы на его территории проходят самые большие фестивали города — БеzViz и Джаз на Днепре. На данном этапе единственная дорога, по которой можно попасть на остров – это пешеходный мост. Хотя во время проведения фестиваля БеzViz практиковалось сооружение понтонного моста, который был расположен напротив Приднепровской государственной академии физической культуры и спорта. Данный вариант скорее временная необходимость.
Пешеходный мост, который сейчас еще функционирует был возведен в 1954 году. Выполнили строительство по створам бывшего гужевого моста постройки 1914 года, разрушенного во время войны.
Существующая конструкция предназначена только для пешеходов, но в связи с тем, что на Монастырском острове расположены зона отдыха, развлекательные и спортивные комплексы, пляж, точки общепита, по мосту идет и служебный транспорт. Ранее по мосту беспрепятственно двигался поток частного транспорта, владельцы которого приезжали отдохнуть. Но, уже с 15 июня 2016 года переправу сделали доступной только для пешеходов и спецтранспорта. Сейчас при въезде установлены знаки, запрещающие проезд, стоит охрана, шлагбаум, действует пропускная система.
Вопрос об износе моста стал еще до 2011 года, когда на острове открывали платный пляж. Повторно о проблеме вспомнили во время реконструкции памятника Шевченко. Это произошло в период с 2011 по 2014 год. Именно тогда памятник на острове пережил капитальную реконструкцию. Летом 2011 года статуя Т.Г. Шевченко была демонтирована, распилена на части и отправлена на реставрацию. Вслед за ней был полностью разобран и постамент. Фактически можно говорить о возведении нового памятника по образцу старого. В 2012 году постамент был восстановлен в его прежнем месте. 14 июня 2013 года с 15:00 до 20:00 горожане наблюдали интересное зрелище: процесс восстановления монументальной фигуры поэта из нескольких компонентов. Работы по установке статуи на постамент в целом были завершены 17 июня 2013 года. Перевозили фрагменты статуи на этот раз не по железной дороге, а водным путем, и монтировали их уже на месте.
Ведь существующий мост, по которому можно было бы проехать напрямую мог не выдержать и рухнуть. Уже на тот момент износ конструкции составлял 49%.
При строительстве Сичеславской набережной и укладке коллектора от горизонтального давления отсыпки шлаком и песком верх четвертой опоры сместился в сторону Днепра на 28 см. А опорные части арочного пролета сдвинулись с тумбы, возникла угроза обрушения пролета. Тогда на опоре соорудили дополнительные тумбы и смонтировали металлические тяги.
Постоянных наблюдений за состоянием опоры не ведется, и узнать, продолжается ли деформация, невозможно. По заключениям специалистов состояние прохожей части моста, швов, опорных частей и металлических пролетных строений признано неудовлетворительным. Для движения пешеходов мост необходимо капитально ремонтировать, а для пропуска автотранспорта ранее специалисты советовали построить новый мост. Именно этим и планируют заняться в нынешнее время.
Пролетные строения моста были завезены из Германии и они уже были ранее в употреблении. После этого они эксплуатировались более 50 лет в Днепре.
В Днепре у влюбленных появилась традиция вешать замки на перила переправы. Из-за этих замков, в один период возникла вероятность еще более быстрого разрушения моста. Чтобы не допустить этого, в 2013 году, под покровом ночи коммунальщики срезали болгаркой все замки.
В 2018 году 17 января на сайте prozorro.gov.ua появился Тендер на проведение работ по реконструкции переправы. Согласно документу городская власть готова была заплатить за ремонтные работы 16 млн. грн. За эту сумму победитель торгов должен был поменять покрытие на мосту, отремонтировать опоры, установить новое ограждение, полностью обновить освещение. Также в эту сумму входило переоборудование контактной сети для троллейбусов, которая находится под мостом. Но, торги не состоялись. Причина, которая была указана на сайте Prozorro – свою заявку на участие в торгах подала только одна компания.
Теперь мост ждет демонтаж и уже на его месте появится новый обновленный вариант. Так, еще одна частичка истории города пропадет, но возродится в новом облике.