12 Квартал, Мирный и "Корея": как в Днепре строили известные жилмассивы
Днепр - растущий город со своими историями и легендами. С конца 60-х годов прошлого века он ударными темпами расширялся и пополнялся новыми жилмассивами и популярными местами. Редакция 056 расскажет, как в Днепре появились 12 квартал, Мирный и "Корея".
Во второй половине ХХ века Днепропетровск стремительно выдвинулся на юго-запад, застраивая свободные площади промышленными и жилыми объектами вдоль Сурско-Литовского шоссе (позднее ул. Днепропетровская, с 1980-х годов — ул. Героев Сталинграда, сейчас пр. Богдана Хмельницкого). Одноэтажные поселки «Строитель», «Корея», «Мирный», появившиеся после Великой Отечественной войны, и старинный поселок «Краснополье». Огромные цеха промышленных гигантов — заводов Шинный и Прессов, здесь соседствуют с жилмассивами, построенными для рабочих этих предприятий.
Тенденция интенсивного развития Днепропетровска в юго-западном направлении проявилась с конца 1940-х годов. В начале ХХ века застройка Екатеринослава оканчивалась в районе современного тупика трамвая №4. На нынешней «Развилке» тогда расположили два новых городских кладбища — Новое городское и Новое еврейское. Казалось, что город не скоро придет на юго-запад. Но во второй половине ХХ столетия Днепропетровск развивался невиданными темпами. В 1944 году началось строительство Автозавода (нынешнего ЮМЗ), а чуть позже застроились поселки для рабочих этого завода — «Верхний» (выше завода, к северо-западу от нынешней ул. Титова) и «Нижний» (ниже завода — верх нынешней ул. Рабочей).
В 1953 году на Сурско-Литовском шоссе началось строительство завода Прессов. Первая очередь была введена в строй в феврале 1955 года — инструментальный цех, а первую продукцию завод выдал в 1956 году. Днепропетровский шинный завод начал свою работу 1 августа 1961 года. А в 1968 году начала работать вторая очередь предприятия — цех по производству крупногабаритных шин.
С конца 1940-х годов к югу от поселка «Верхнего» в степи застраивался поселок, получивший название «Строитель» (ныне территория вдоль пр. Богдана Хмельницкого к югу от ул. Энергетической). Застраивался он однотипными одно-двухэтажными жилыми домами. Историк архитектуры О. А. Швидковский в 1960 году в книге «Днепропетровск» дал поселку такое описание: «К Сурско-Литовскому шоссе примыкает поселок Строителей, который по своей планировке, застройке и благоустройству является одним из лучших в Украине».
Поселок имеет тупиковую систему планировки. От магистрали в глубь застройки проложено несколько зеленых уличек — местных проездов, а от них, в свою очередь, отходят короткие тупички, заканчивающиеся небольшой площадкой, на которую выходят участки индивидуальной застройки. Территория поселка отлично озеленена, участки огорожены добротными красивыми оградами, по улицам проложены тротуары, водостоки, высажены цветы, установлены электрические фонари. Привлекательно выглядит и застройка поселка, осуществленная, в основном, одноэтажными индивидуальными каменными домами. Следует отметить, что домовые участки очень невелики, что обеспечило сравнительно высокую плотность застройки и сделало индивидуальную малоэтажную застройку в условиях крупного города более экономичной.
К концу 1950-х годов уже полностью застроился участок современной «Развилки» и улица Парковая (нынешняя Титова). О. А. Швидковский в 1960 году предсказал «прыжок» города в юго-западном направлении. Вот что он пишет: «Неподалеку от поселка Строителей возводится ряд кварталов с многоэтажной застройкой. Следует отметить, что именно в этом направлении происходит наиболее интенсивное расширение правобережной части Днепропетровска и это не случайно, так как здесь имеются свободные, удобные для застройки и здоровые территории».
Строительство завода Прессов и Шинного завода — только ускорило интенсивное заселение и освоение этих территорий. В 1958 году была проложена трамвайная линия по Сурско-Литовскому шоссе. Появились массив «12 квартал» и поселок «Мирный». А потом Днепропетровск присоединил к себе и село «Краснополье».
После войны правительство крупных городов было вынуждено срочно решать проблему острой нехватки жилья. Именно в это время застройка могла пойти по пути возведения коттеджных поселков, как это принято на Западе. Одним из полигонов для апробации такого метода стал Днепропетровск. Но к сожалению, вскоре возобладала практика возведения гигантских жилых массивов — это было экономически выгоднее. Так поселок «Строитель» и остался памятником этому эксперименту эпохи «развитого социализма». Его «собратья» — «поселок Фрунзе» в районе проспекта Ивана Мазепы (бывший пр. Петровского) (строился еще в 1920-х годах), и «поселок Мирный» в Приднепровске (тоже послевоенный).
Существует в этой части Днепропетровска и поселок, имеющий экзотическое название «Корея». Он расположен между жилмассивами «12 квартал» и «Тополь», и застроен частным сектором. Застраивалась «Корея» в 1950-х годах, когда массово ощущалась нехватка жилья. Почему поселок получил столь странное название? Одни говорят, что из-за отдаленности от центра города. Другие — что название придумано в память о проходивших в 1950 - 53 годах военных событиях на Корейском полуострове, где СССР принимал самое непосредственное участие. Третьи — из-за характера застройки — разномастных домиков, часто из непрочных материалов, что могло вызвать аналогии с застройкой азиатских городов. Сейчас уже трудно подтвердить или опровергнуть эти версии. Ясно одно — название «Корея» прочно вошло в городскую топографию.
В 1950 - 1960-х годах на юго-восточной окраине Днепропетровска возник еще один новый жилой поселок, получивший название «поселок Мирный». Толчком к его застройке послужило также строительство Шинного завода и завода Прессов. Как в 1990 году писала газеты — поселок был назван после войны «как бы в подтверждение того, что мы мирные люди». Особых достопримечательностей в Мирном нет. Интересен открытый в 2001 году храм Святого Ильи. А еще здесь занимательные названия улиц — переулки Вечерний и Привольный, улицы Спутника и Астронавтов, Росси и Паганини.
Западную часть района занимает поселок «Краснополье», который известен еще с конца XVIII века. «Краснополье» упоминается в рапортах екатеринославского губернатора Иосифа Хорвата. В 1796 году он предлагал поселить в селе «Краснополье» разного рода людей, прибывших из разных мест в южные губернии. На самом деле Хорват пытался закрепостить лично свободных людей, собрав их на одном месте под своим контролем. Эти и другие злоупотребления Хорвата были раскрыты, он потерял пост и был отдан под суд. Источники о более поздней истории поселка скудны. К моменту включения в состав Днепропетровска село «Краснополье» разрослось и заняло обширный район между несколькими балками, восточнее Криворожского шоссе.
По материалам "Екатеринослав-Днепр" и краеведа Максима Кавуна