• Головна
  • Интервью с настоящим Учителем. Галина Пулина о молодых педагогах, «заразности» литературы и учительском девизе
ЭКСКЛЮЗИВ
20:46, 6 лютого 2013 р.

Интервью с настоящим Учителем. Галина Пулина о молодых педагогах, «заразности» литературы и учительском девизе

ЭКСКЛЮЗИВ

Довольно часто приходится слышать, что отечественная система образования находится в глубоком кризисе. Во многом это утверждение верно, но необходимо задаться вопросом: «В чем причина такого положения вещей?».

Ответов может быть много, но бесспорен тот факт, что первопричина кризиса системы образования кроется в ломке привычного уклада жизни украинского общества. Проще говоря, в переходе от мертворожденного социализма к дикому капитализму.

Безусловно, это сказалось и на системе образования. Как учить, чему учить, если учителя, кандидаты наук торгуют ширпотребом на «Озерке» или, как в рязановских «Старых клячах», моют машины?

Престижными стали совсем иные профессии: менеджеры, брокеры, так и хочется добавить: киллеры и рэкетиры.

Школа перестала быть единственным источником знаний,  учителями  жизни для молодежи становятся  интернет (это не хорошо и не плохо, это — факт!) и улица.

Кто же остался в школе – самые безынициативные, лузеры то есть?  Они, может, и работают-то в школе не потому, что являются учителями по призванию, а потому, что не могут в достаточной степени социализироваться, найти себя на рынке труда?  Возникает вопрос: «Чему они могут научить детей?»  Вопрос риторический...

Конечно, любые обобщения в данной ситуации хромают.

Вопреки всему сказанному, хочется сказать, что школа – жива! И поддерживают в ней жизнь  учителя не по записи в дипломе, а  по призванию, именно они способны вызывать живой интерес учеников к своему предмету.

Знакомьтесь с одним из них. Это Галина Пулина, преподаватель зарубежной литературы Днепропетровского юридического лицея.

Интервью с настоящим Учителем. Галина Пулина о молодых педагогах, «заразности» литературы и учительском девизе, фото-1

Галина Александровна – ас в своем деле. И это не дежурный комплимент Учителю с большой буквы. Хотя это подтверждено обилием  званий, наград и дипломов.  Дело в другом.

Да простят меня читатели сайта, но автор этих строк выскажется от первого лица.

Помню себя десятиклассником, переступившим порог кабинета Галины Александровны. Для себя твердо знал,  что особого смысла в художественной литературе нет: выдуманные герои, надуманные ситуации. Интересовался лишь научно-популярной литературой.

Одиннадцатый класс я покинул фанатом Булгакова, Кафки и Маяковского. С тех пор значительную часть свободного времени трачу на худлит. 

Раньше мне это казалось невероятным.  Она, моя учительница, смогла  сломать мое одно из самых надуманных жизненных убеждений,  что художественная литература не

 нужна...

Поэтому напрашивается следующий вопрос:

- Галина Александровна, как Вам удается «заразить» своим предметом лицеистов?

- Чтобы «заразить», надо болеть самому.  И еще очень верить, что твоя работа – это миссия! Ни много ни мало – миссия! Как писал Горький: «Если не я, то кто же?».

Как-то на уроке сказала ребятам: «Я с Толстым в руках — мощное оружие, против которого нет защиты. Вам не устоять». А сама подумала: «Какие-то военные сравнения». Но , с другой стороны, кто утверждает, что учитель - мирная профессия? Это всегда сражение за ученика.

Универсальных рецептов, как заинтересовать ученика, нет! Я написала книгу о том, как я пытаюсь «зацепить» литературой современных старшеклассников. Теперь эта книга есть в каждой школьной библиотеке области. Но у меня такое чувство, что сказано  далеко не все.

 Что нужно учителю литературы, кроме профессиональных знаний? Безусловно, он должен быть артистом, оратором (уметь убеждать), скульптором (отсекать лишнее ),  шахтером  (находить самоцветы и самородки),  адвокатом (уметь стать на сторону ребенка). Школьнику  необходимо чувствовать учительскую  глубокую внутреннюю заинтересованность как в предмете, так и в его личности!

- Для Вас урок – способ самовыражения?

- Опять немного о военном.

Во-первых, на каждом уроке — идешь как по минному полю. Не скажу, что кругом враги, но то, что ты под прицелом — безусловно. Под прицелом глаз, в перекрестке мнений, в эпицентре мыслей.

Во-вторых, иногда бьешь наугад — и поражаешь цель, а иногда все твои вчерашние приготовления к бою с интеллектуальной ленью учеников — стрельба в белый свет как в копеечку.

Дальше. На каждом уроке берешь новую высоту: сегодня - Достоевский, завтра  - Кафка. И если те, кто сидит передо мною, не откроют второй фронт, чтобы мне помочь, - победе не бывать.

Когда что-то не удается, я уползаю в окоп, зализываю раны, чтобы завтра опять рвануть в атаку. Вот бы мне научиться, как Болконский...

«Ребята, вперед!.. Ура! - и побежал с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним. И действительно, он пробежал один только несколько шагов. Тронулся один, другой солдат, и весь батальон с криком «ура!» побежал вперед и обогнал его».

Мои ученики «бряцают» современной амуницией: компьютерами, смартфонами,  плеерами,  планшетами. Кстати, заказать планшеты можно перейдя по ссылке. А у меня в руках только одно старинное оружие — слово. Смогу ли я его сделать поражающим, проникающим, бьющим наповал?

И связь у меня древняя, как мир, - от сердца к сердцу. Удастся ли ее наладить?

Но только кто сказал, что один в поле не воин?

Воин, если за тобой мировая... нет, не война. Литература!

- Сильно! Вы предвосхитили мой следующий вопрос. А если полководец, то есть учитель, не Суворов, а так себе... Как говорят, мимо проходил. А ведь таких много.

-Хорошо, а отличных врачей, ученых, инженеров – много? Просто учитель всегда на виду.

Мы живем в эпоху перемен, что еще Конфуций считал проклятьем для человека.  Старое рушится, истлевает, исчезает. Но так ли хорошо – новое?   Количество вузов в Украине  поражает!  Эта цифра опережает данные по Германии, Франции и Великобритании вместе взятым!  Но вместе с тем ни один украинский вуз не входит в солидные мировые рейтинги  высших учебных заведений! Там нет «ручной» работы, там  штампуют безграмотных юристов и педагогов, врачей и экономистов.  А ведь система образования — консервативная среда (в положительном смысле), она не терпит  метаний из огня да в полымя.  Ведь процесс образования и воспитания –

это процесс передачи накопленного опыта и знаний, правил и традиций! Нельзя вместе с водой выплеснуть ребенка!

Надеюсь, что все вернется «на круги своя», но, как говаривал Некрасов, видимо, «жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе». 

- Как-то пессимистично получается...

- Пессимистично, но это не повод опускать руки. Был такой фильм «Иди и смотри». Девиз учителя  - «Иди и учи!» Несмотря ни на что… 

Беседовал Андрей Никитин.

Справка:  Пулина Галина Александровна, учитель зарубежной литературы,  учитель-методист, Отличник народного образования, дипломант Международной премии им. А.Буяновер.

 Работает в Городском юридическом лицее с 1995 года. Постоянно выступает с лекциями перед слушателями курсов повышения квалификации, печатает свои разработки уроков и внеклассных мероприятий в методических журналах, дает открытые уроки на семинарах различного уровня. Является научным руководителем лицеистов по мировой литературе, работы которых неоднократно становились победителями конкурсов Малой академии наук. Член Союза журналистов Украины. Была автором идей и главным редактором современных педагогических журналов «Открытый урок» и «Внеклассная работа». Автор книги «Трудные темы зарубежной литературы» (2006), многочисленных статей по методике преподавания литературы.

По итогам рейтинга школ Днепропетровска, названа Учителем года.

И напоследок: видеозапись одного из уроков Галины Пулиной:

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...