"Прощай, маркетинг!": зачем днепровский бизнес “заводит” себе бренд-евангелистов
Евангелизм и бренды - для многих это слова из двух параллельных вселенных, которые никогда не пересекаются. Основательница первой в Украине Школы бренд-евангелистовВлада Миколюк согласилась подробно рассказать о том, кто такие бренд-евангелисты и почему они становятся востребованными в Украине.
Почему евангелизм?
Евангелие с греческого переводится как “благая весть”. Если религиозные евангелисты стучатся в двери обычных людей, чтобы нести им весть о Библии, то бренд-евангелист стучится в сердце потенциального клиента и несет “благую весть” о продукте, компании, политической партии или даже целом министерстве.
Бренд-евангелист - это публичное лицо компании, которое способно не только влюбить в эту компанию любого человека, но и превратить его в “проповедника” бренда, то есть того, кто понесет эту “благую весть” дальше. Причем, исключительно по искренней любви с энтузиазмом и вдохновением!
История зарождения евангелизма
Первым в истории евангелистом был Гай Кавасаки, который в 1984 году нес миру “благую весть” о том, что появились первые в мире персональные компьютеры Apple.
У него не было цели просто “втюхать” компьютер, он хотел донести мысль о научном прогрессе, открывающемуся любому человеку: новые возможности учиться, работать, развиваться, воплощать любые гениальные идеи c помощью маленького личного инструмента, пришедшего на смену огромным ЭВМ.
Новость о том, что отныне больше не нужно защищать диссертацию по компьютерным дисциплинам, обладать особыми техническими навыками или копить баснословную сумму для работы с компьютером люди с радостью передавали из уст в уста. А поскольку в контексте этого они использовали бренд Apple, то в этот момент они становились его “проповедниками”.
А сегодня Apple ежегодно тратит 2 миллиона долларов только на печать футболок с анонсом нового гаджета, которые распространяет среди своих поклонников, которые нося их, срабатывают как его бренд-евангелисты.
Украинские бренд-евангелисты
Среди известных примеров можно выделить Дмитрия Дубилета, ставшего бренд-евангелистом Монобанка, Ульяну Супрун - как яркое экс-публичное лицо Министерства здравоохранения, Юрия Голика в областной администрации и т. д.
Эта эмоциональная связка срабатывает так: есть компания (например, горсовет или новый банк) и люди. Но между ними - пропасть, подозрительность, недоверие.
Компания сама по себе не вызывает у потребителя никаких чувств, она незнакомая и чужая. Тот же Монобанк. Неожиданно на финансовом рынке появился какой-то новый банк без отделений, карту для него нужно получать виртуально. У людей, не привыкших к новинкам, такой банк вызывает много вопросов и подозрений.
Но вот появляется живое реальное человеческое лицо, с великолепной репутацией, накопленной в годы работы над iGov, с хорошим чувством юмора, из плоти и крови, со смешным котом. Возникает симпатия к личности Дмитрия Дубилета, которая топит лед подозрения к новому банку.
Точно также я не могу любить министерство, но могу любить человеческое лицо, которое с ним ассоциируется. А когда этот человек говорит мне про компанию, я автоматически люблю и ее.
Разница между пиарщиком и бренд-евангелистом
Разница между этими профессиями огромная. У пиарщика и маркетолога есть четкий КРI, согласно которому он должен любыми способами выполнить план продаж. Он будет “втюхивать” товар или услугу даже, если человеку они не нужны.
У бренд-евангелиста задача иного плана. Для него на первом месте потребитель и его интересы, а не компания. Он не будет пытаться продать лекарства здоровому человеку. Или кофе тому, кто любит чай. Он покажет насколько его продукт или проект уникален, чем он выделяется среди всех остальных, как он сможет сделать вашу жизнь лучше и как поможет в решении проблем.
Бренд-евангелист постарается создать своеобразных проповедников своего бренда, которые будут инфицировать своей любовью к продукции других людей. Просто потому, что сами искренне будут влюблены.
Например, я никогда не смогу быть бренд-евангелистом колбасы или водочных изделий, ведь я не верю в них.
История создания Школы бренд-евангелистов
Когда я была бренд-евангелистом сайта по поиску работы №1 в Украине Work.ua, то удивляла всех вокруг историями, как их модераторы обнаружили террористов в якобы благонадежных работодателях, как перешли на электронный документооборот, дав пример 20 тысячам украинских компаний, как запустили сортировку мусора в своих офисах и как помогли юной флейтистке из Днепра получить профессиональную флейту, чтобы покорить весь мир.
И ко мне начали обращаться владельцы малого и среднего бизнеса с просьбой найти им кого-то, кто будет также влюблять людей в их компании. Посоветовать человека из ниоткуда я не могла, ведь это большая ответственность. Я впервые задумалась, что было бы круто профессионально обучать таких людей.
Преподаватели и ученики Школы бренд-евангелистов
В итоге 70% наших учеников сами оказались предпринимателями. Потому что они поняли: бессмысленно требовать от своих евангелистов тот навык (влюблять в компанию), которым ты не обладаешь сам.
Но самое прекрасное, когда прямо во время обучения предприниматели находят себе подходящих бренд-евангелистов. Так мы устроили двоих сотрудниц пресс-служб городского совета и обладминистрации, а также ведущую местного телеканала.
“Это нигде не преподают”. Это принцип, по которому я ищу спикеров. Один из спикеров имел уникальный опыт арт-менеджмента: он провел 4000 событий в рамках фестиваля GogolFest на 80% с помощью волонтеров. В Школе бренд-евангелистов 3.0 одним из спикеров будет Инна Музычук, которая отвечает за пиар в 24 отделениях ПриватБанка. Под окнами Инны второй месяц митинг. Более того, она пережила национализацию банка, когда от коммуникации с клиентами зависело будущее компании.
Это все - уникальный опыт и кейсы, которые не рассматривают в университетах или на обычных курсах. Это можно только пережить. Поэтому мы не ищем классических преподавателей, а выбираем тех, кто владеет этим уникальным опытом.
Планы на будущее
Во время обучения между предпринимателями выстраиваются связи, которые не хочется рвать. Поэтому мы создали телеграм-чат для комьюнити выпускников и проводим тест-драйв по бизнесам друг друга. После презентации (на которую ребята уже в очередь становятся, так хотят представить свое дело) мы даем свой фидбек, предлагаем какие-то идеи или делимся опытом.
Среди наших учеников - представители COMFY, Приват банк, Concord bank, обладминистрации, горсовета. В Школу 3.0 записались руководители департментов из Interpipe, Prostor, ТЦ ДАФИ, Garvis и т.д. Чем больше таких разных людей, тем сильнее становится комьюнити и проблему каждого можно будет решить с помощью вытянутой руки.
Также в чате мы обмениваемся возможностями. Например, ребята предлагают скидки на свою продукцию или услуги. Или принимают участие в таких важных проектах как эко-акция ЧистоДяка, в рамках которой люди собрали больше 100 тысяч литров мусора, обменяв его на продукцию некоторых из наших учеников.
Напомним, что ранее мы писали об одном из учеников Школы бренд евангелистов, который смог превратить обычный недострой в стильное кафе.
Подписывайтесь на нашу страничку в Facebook и на наш канал в Telegram.