
Днепропетровские правозащитники рассказали, что они думают о новом уголовно-процессуальном кодексе
В новом Уголовно-процессуальном кодексе Украины «достаточно уже норм, которые защищают права и интересы обычных граждан».
Такое мнение выразил замначальника следственного управления ГУ МВД в Днепропетровской области Дмитрий Щербак 17 декабря на круглом столе «Права и свободы граждан в свете нового УПК» в редакции «Днепра вечернего», передают «Лица».
«Да, есть (в новом УПК, вступившем в силу 19 ноября 2012 года), может быть, какие-то недостатки, но они связаны не с жизнью обычных граждан, а именно с работой следствия и взаимодействием следствия, прокуратуры и суда. Которые, я не знаю, каким образом могут отразиться на обычных гражданах», – сказал он.
В то же время, юрист, представитель ДОО «Фундація сприяння захисту прав людини і основних свобод» Светлана Бразалук считает, что «старый был не намного хуже» нового УПК.
«Несмотря на то, что вся Европа замерла в восторге и пищит от нашего нового УПК, в общем-то, старый был не намного хуже, и тоже не предусматривал пыток. Министр заявляет гордо, что теперь пытать никого не будут. Как и раньше не имели право. Но, вот, и раньше пытали. Поэтому, я полагаю, что это и дальше будет продолжаться», - сказала она.
Юридическая фирма "Право и Справедливость" предоставляет качественные юридические услуги. Предварительная юридическая консультация поможет вам правильно выбрать механизм защиты нарушеных прав и интересов.
Глава Комитета по правам человека Общественного совета при Днепропетровской облгосадминистрации, правозащитник Василий Сухов отметил, что «философия нового КПК предполагает, что теперь нет необходимости выбивать показания у задержанных, потому что они не имеют значения. Как это будет в жизни, это мы посмотрим».
Заслуженный юрист Украины, представитель ДОО «Народный контроль» Николай Бессараб обратил внимание, что новый УПК не выносился на обсуждение общественностью.
«Я считаю, что новый УПК сделан вне нашей с вами воли. Нужно было сделать хотя бы так, чтобы народ ознакомился с ним. Можно было бы о чем-то говорить и на что-то влиять. Но он был принят кулуарно», – сказал Н.Бессараб.
В беседе с корреспондентом «Лиц» он обратил внимание на сужение возможностей для защиты лиц – из-за запрещения новым УПК выполнять функции защиты их ближайшим родственникам и специалистам в области права и разрешения только «адвокатам с удостоверениями».
Кроме того, по его мнению, законодатель не сделал суд активным участником в обеспечении законности в государстве.
«Сохранен давно «заплесневелый» принцип диспозитивности, суды и дальше будут работать только на «давальческих» материалах, – говорит заслуженный юрист Украины. – Выглядит декларативной ч.2 ст. 22 свежего УПК, где говорится о равенстве прав сторон на сбор и представление в суд вещественных, документальных и иных доказательств, ходатайств, жалоб, а также на реализацию других процессуальных прав, предусмотренных Кодексом. Совершенно очевидно, что возможности сторон здесь не равны. На стороне обвинения – мощный государственный механизм, а на стороне защиты – весьма скромные возможности конкретного адвоката».
«Переполняя полномочиями суд, органы досудебного следствия, прокуратуру», защитника новый Уголовно-процессуальный кодекс Украины упоминает слишком редко, считает представитель «Народного контроля».