Днепровские архитекторы настаивают на децентрализации градостроительного процесса

В течение нескольких десятилетий в Днепре-Днепропетровске была наработана мощная градостроительная концепция высотной застройки, не имеющая аналогов в Украине. Но сегодня архитекторы города оказались в патовой ситуации: формальный подход столичных экспертов Минкульта тормозит развитие мегаполиса, приток инвестиций и, соответственно, рабочих мест.

Как сохраняя историческую идентичность любимого города, строить современный мегаполис? Как привлечь инвесторов и сделать жизнь горожан более комфортной? Кто вообще должен определять градостроительную политику Днепра? Эти проблемы обсуждали в Доме архитектора самые ведущие архитекторы города и заинтересованная обественность.

Днепропетровск определял градостроительные тенденции всей страны

За свою почти 250-летнюю историю строительный бум в нашем областном центре пришелся на послевоенные годы. В 50-60 годы прошлого столетия появились жилмассивы Вузовский и Кировский. Население быстро росло. Город стал претендовать называться не только промышленным мегаполисом, но и одним из центров науки, техники и культуры.

Ну а в 70-80-е Днепропетровск стал флагманом градостроительного процесса всей страны. Это во многом связано с выдающимся архитектором-новатором Евгением Яшунским. Именно он разработал уникальную градостроительную концепцию Большого Днепровского ансамбля - архитектурно-ландшафтный проект национального значения.

По замыслу Евгения Борисовича, как рассказал Сергей Филимонов, - главенствующие место в концепции занимает центральный холм,- уникальная природо-ландшафтная, планировочно-структурная и архитектурно-композиционная доминанта Большого Днепропетровского Ансамбля, обладающая монументальным культурно-пластическим характером. Каждое крупно здание, участвующее в формировании его силуэта играет четко артикулируемую роль детали гармоничного Целого. Важнейшими формообразующими ансамбля холма являются:

1. «ЭСПЛАНАДА-100» - цепь высотных зданий (100-120м), опоясывающая холм по брустверу.

2. «КОРОНА» - группа высотных зданий (150-200м) венчающих вершину холма, восстанавливающих на знаковом уровне, ныне утраченное, уникальное значение Преображенского собора.

Вместе с Евгением Яшунским облик современного Днепра-Днепропетровска создавали самые незаурядные архитекторы Павел Ниринберг, Юрий Алипов, Виктор Демидов, Александр Дольник, Игорь Задоя, Вадим Козлов, Сергей Лаврентьев и многие другие.

Но сегодня перед нашими зодчими возникла дилемма: по какой модели будет развиваться город?

- У нас наработана мощная градостроительная концепция, не имеющая аналогов в Украине. Но что мы будем делать дальше? Согласиться с позицией Минкульта, предлагающего ориентироваться исключительно на сохранение исторической застройки или искать компромисс?

Ведь то, что хорошо для Львова или Каменец-Подольского неприемлемо даже для Киева, не говоря о таких городах как Днепр и Харьков, - обрисовал проблему главный архитектор Днепра Дмитрий Волик.

«14 метров» и точка?

О проблемных моментах при застройке исторической части Днепра знают все причастные к этому вопросу. Старый остов города, который создавался почти два века назад, не возвышался выше третьего этажа и сегодня Министерство культуры пытается сохранить этот масштаб.

- При отработке историко-опорного плана Министерство культуры хотело бы запретить строительство зданий выше 14 метров в пределах исторического ареала города, - констатировал председатель областного отделения Союза архитекторов Украины Андрей Шковыра, - Но концепция высотной застройки базируется на экономике. А для инвестора привлекательны как раз высотки. Надо определиться как будет развиваться Днепр.

Выступающие согласились с тем, что вопрос этот отнюдь не простой, но решить его очень важно. В Европе есть немало городов, законсервировавших застройку своих исторических центров. Та же Прага, к примеру. Но Днепр ведь не Вена и не Прага и даже не Львов, где исторические застройки занимают целые кварталы. У нас же архитектурные раритеты расположены разрозненно, точечно, не формируя квартальную застройку.

По мнению доцента кафедры основ архитектуры ПГАСА Ивана Ревского, новостройки должны полностью соответствовать сложившейся исторической среде.

- Новые объекты должны сочетаться с исторической средой. У нас очень много мест, когда с одной стороны улицы одна историческая среда, а с другой - современная, - высказал свою точку зрения авторитетный эксперт.

Но главная загвоздка не в этом. Днепровские архитекторы убеждены, в том, что Министерство культуры должно делегировать свои полномочия местным специалистам, которые полнее и глубже знают специфику и проблематику региона.

Что и где строить в Днепре должны решать горожане!

И действительно! Почему децентрализация, о которой так любят говорить чиновники, не коснулась градостроительства? Почему строительную политику городов определяют в Киеве?

- На протяжении последних 25 лет во всех городах Украины планомерно уничтожались архитектурно-планировочные мастерские, что сравнимо с катастрофой, - рассказывает известный днепровский архитектор, лауреат Государственной премии Игорь Задоя.- И это притом, что такая мастерская в Днепре была не просто показательной. Она создана выдающимися профессионалами. Мы настаиваем на децентрализации процесса управления градостроительными вопросами в Украине. Эти полномочия следует передать в городские советы, которые должны сформировать соответствующие комитеты, которые будут профессионально решать вопросы градостроительства на местах.

Заметим, что раньше так и было, но потом Киев «монополизировал» решение этих вопросов.

Мнение днепровских зодчих разделяют и депутаты Днепровского горсовета, которые уже обращались по этому поводу к председателю Верховной Рады Андрею Парубию.

- Сегодня историко-градостроительные обоснования отменены и всё должно строиться на основании историко-опорного плана, которого в Днепре нет, - отмечает депутат горсовета, член комиссии по вопросам архитектуры , градостроительства и земельных отношений Александр Сирота, - Этот план готовят лицензированные архитекторы, а утверждают в Киеве, в Минкульте.

Но специалисты Минкульта порой совершенно не в курсе, что происходит в регионах. К примеру, в исторической части Днепра уже несколько лет функционирует 100-метровый «Мост-Сити.

Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ разработало и утвердило новые государственные строительные нормы, в которых ограничения высота общественных зданий увеличена с 100м до 150м. Это уже реальность! Но в столице продолжают настаивать на малоэтажной застройке. С точки зрения привлечения инвесторов это катастрофа. В июне 2017-го обращение депутатов горсовета по этому поводу направлено в Верховную Раду. Два года прошло, а ответа нет. Потому вопрос о градостроительной децентрализации мы хотим повторно вынести на сессию городского совета и подготовить обращение в Верховную Раду Украины.

Что и где строить в Днепре должны решать горожане! Только так можно сделать наш город комфортнее и богаче.

И это справедливо!

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать

Комментарии

Общество
С городского бюджета выделили сумму в 3 900 000 гривен на проведение нескольких мероприятий. Тендерную документацию можно посмотреть ЗДЕСЬ.  Тендер подразумевает изготовление брендированной продукции с логотипом города Днепр. Предложения принимаются до 21 августа, а сам аукцион начнется 25 августа.  Закупка включает следующее:
Общество
Сухой закон - полный запрет на изготовление, реализацию и употребление напитков, содержащих этиловый спирт. Мы провели опрос среди днепрян, чтобы узнать что горожане думают о необходимости внедрения сухого закона на территории всей Украины. 75 процентов опрошенных днепрян считают, что нет никакой необходимости в запрете на употребление и изготовление алкогольных напитков; 25 процента горожан, которые поучаствовали в опросе, уверены, что алкоголь - реальная...
Общество
В Днепре и области во время высоких температур воздуха действует запрет на движение определенного транспорта. Об этом сообщили в пресс-службе патрульной полиции. Ограничения касаются многотонных транспортных средств, фактическая масса которых превышает 24 тонн и нагрузкой на ось более 7 тонн, и действуют с 10:00 до 22:00 при температуре выше 28 градусов тепла.  Патрульная полиция рекомендует осуществлять отстой на отведенных стоянках до снижения температур...
Общество
С 8-го августа на маршруте №43 (ж/м Северный - площадь Успенская) начнут курсировать автобусы. Всего жителей Северного будут обслуживать 6 автобусов большой вместимости MAN. Об этом сообщает пресс-служба “Департамента транспорта и инфраструктуры Днепра”. С субботы в Днепре появится шесть крупногабаритных автобусов. Каждый автобус MAN может вмещать более 70-ти пассажиров, приспособлены для перевозки маломобильных слоев населения из-за низкого пола, накопите...
Происшествия
В Днепре произошла масштабная авария на Набережной Заводской. Об этом сообщается в телеграм-каналах Х***ый Днепр, Днепр Сейчас. ДТП произошло между Комфи и Детским комбинатом. Очевидцы сообщают о двух пострадавших в тяжелейшем состоянии. «По слухам, за рулем был парень 17 лет», - говорится в сообщении. Информация обновляется.
Происшествия
Днем, 7-го августа, на Набережной Победы произошло ДТП на автозаправке «ОККО». Автомобиль Mercedes врезался в здание на заправке. Об этом стало известно из телеграм-канала “Х***й Днепр”. Сегодня, на Набережной Победы, мужчина за рулем Mercedes врезался в здание автозаправки «ОККО». По данным очевидцев, автомобилист вылетел в сторону заправки в связи с тем, что не справился с управлением и зацепил иномарку впереди. После этого  водитель на полном ходу вреза...
Общество
В Украине добавились "красные" карантинные зоны, Днепр и область остается в "зеленой" зоне. Об этом сообщается в телеграм-канале Карантин Днепр. Однако в Харькове и Костопольском районе Ровенской области с понедельника вводят максимально жесткие ограничения из-за того, что регионы попали в красную зону. В «красной» зоне остается Кицманский район Черновицкой области. Луцк перемещен в «оранжевую» зону, Тернополь - в «зеленую». Оба города на прошлой неделе бы...
Новости компаний
Днепровский металлургический завод группы DCH снизил выбросы в атмосферу на 35,3% в 2019 году в сравнении с 2018 годом. В том числе, от металлургической площадки – на 41%, от коксохимической – на 15,6%. В первом полугодии 2020 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выбросы металлургического передела сократились на 94%, коксохимического – на 3%. Одним из факторов стало снижение объемов производства. В ноябре минувшего года металлургические це...
Общество
С городского бюджета выделили сумму в 3 337 795 гривен на работы по реконструкции одной остановки. Тендерную документацию можно посмотреть ЗДЕСЬ.    Деньги потратят на реконструкцию по оборудованию и размещению остановки общественного транспорта по адресу Шоссе Донецкое возле дома №2.  Подробнее о планируемых работах: