Просто действовал по уставу. Кто дал первый отпор сепаратистам на Донбассе (ФОТО)
Попытка захвата воинской части МВД № 3057 войдет особой страницей в историю вооруженного конфликта на востоке Украины. Это был первый настоящий отпор, который украинские силовики смогли дать местным сепаратистам и российским наемникам на востоке страны. До этого милиция системно сдавала позиции, в некоторых случаях открыто помогая сепаратистам. Организаторы захвата были уверены, что в Мариуполе все пойдет по такому же сценарию. Людям, которых подбивали на штурм воинской части, говорили, что никакого сопротивления не будет, “менты сдадутся, менты с нами”. Но они не сдались. Командир в/ч Сергей Совинский дал приказ защищать часть и в случае проникновения - стрелять.
Это произошло 16 апреля 2014 года.
В захваченном здании Мариупольского горсовета появились «серые человечки». Именно серые, в отличие от зеленых крымских “коллег”. Форма была не камуфляжной. Просто серой. Передвижение этих людей от горсовета к проспекту Нахимова хорошо было видно на камерах наблюдения. Люди отличной выправки, с оружием, но шли как-то дезориентированно, с опаской что ли – дороги явно не знали. Их сопровождала толпа гражданских, державшихся на некотором расстоянии.
Начиная с этого дня ситуация в захваченной мэрии резко изменилась. Журналистам запретили снимать. Доступ в здание закрыли. Стало понятно, что затевается что-то серьезное.
Молодые парни в масках и в одинаковой военной форме, все крепкого телосложения, перемещались в здании и по периметру, часть из них засела на крыше горсовета. Видели людей в серой форме и на близлежащих высотках. С оружием и приборами для наблюдения, хотя в горсовете они передвигались без оружия. Было совершенно очевидно, что люди эти прибыли в город с вполне конкретной целью.
И уже вечером того же дня в Мариуполе раздались выстрелы. Стреляли сразу в нескольких местах: в районе захваченного горсовета, третьей городской больницы и возле воинской части № 3057.
То, что предшествовало перестрелке, походило на хорошо продуманную провокацию.
Вечером к воротам части подошла группа митингующих, в основном женщины. Люди требовали демобилизации для солдат-срочников.
Однако местная массовка была нужна не долго. Примерно около 21.00 к воинской части подъехали микроавтобусы. Из них высадились люди в серой форме, балаклавах. Многие с георгиевскими лентами. Они выстроились по периметру воинской части и стали забрасывать на ее территорию взрывустройства. В ответ раздались выстрелы. Солдаты стреляли в воздух.
Перестрелка длилась около 20 минут. Это трудно было назвать прицельным огнем. Со стороны казалось, что ребята за стенами в/ч вообще не видели, куда бьют, они просто отвечали на выстрелы. Те, кто находился с внешней стороны забора, в этом смысле были в более выгодном положении. Ситуацию усугубляло то, что в некоторых местах ограждение части было лишь условностью. И силовикам требовались дополнительные силы, чтобы защитить в/ч.
Собственно, стрельба началась после того, как захватчики потребовали выдать им оружие со складов, но получили отказ. Они оказались в патовой ситуации. Наткнувшись на совершенно неожиданное сопротивление военных, нападавшие не знали, что им делать дальше. Они не могли взять часть теми силами, которые есть, но и отступать тоже не могли. И тогда они по рации стали требовать подкрепления. Запросили также доставить им коктейли Молотова.
Кураторы захвата на требование отреагировали оперативно. Очень скоро численность нападающих увеличилась вдвое и достигла уже примерно 500 человек. И вот тогда они начали штурмовать часть.
Когда началась перестрелка, случайные пули все-таки долетели до жилых домов. От выстрелов пострадали две квартиры, расположенные в доме возле части на ул. Нахимова, 174. Разбиты окна, двери, газовая колонка. Люди в панике выбегали из дома, опасаясь взрыва газа.
Еще одна шальная пуля попала в квартиру дома 174/1, где живет семья с маленьким ребенком. Пуля пробила стекло на лестничной площадке, входную дверь и попала в стену прихожей над детской коляской.
Сигналы карет скорой помощи, которые то и дело стали подъезжать к воинской части, не смолкали. В это время все услышали жуткий монотонный гул, который приближался к Мариуполю. Над городом стали летать реактивные самолеты. Они шли очень низко над мятежной территорией. Этот гул вместе с несмолкающими выстрелами, парализовывал, сковывал страхом. Людей накрыла откровенная паника и истерия.
Видимо, такой же эффект авиация имела и среди захватчиков. Постепенно выстрелы в части начали стихать. Несколько человек таки смогли прорваться на территорию части, по ним открыли огонь, и нападение удалось отбить.
Нападавшие покинули территорию возле воинской части и переместились в окрестные районы. Одиночные выстрелы и автоматные очереди были слышны в районе горбольницы №3, частной школы “Лингва”.
Только к часу ночи в Мариуполь прибыло спецподразделение “Альфа” и начало операцию по обезвреживанию террористов.
Около 60 человек были арестованы. Трое террористов были убиты (один из них скончался в больнице). 16 получили ранения. Таковы результаты трагических событий 16 апреля.
Что предшествовало попытке захвата воинской части, как террористы шантажировали командира части Совинского, и почему тот не испугался и отдал приказ открыть огонь по нападавшим, а также откровения человека, который был в числе тех, кто совершил попытку вооруженного нападения на в/ч, - читайте в книге «Мариуполь. Последний форпост». Ее можно приобрести на сайте книги http://www.mariupol.com.ua (доставка - в любой населенный пункт Украины).