• Головна
  • В Днепропетровске должны были построить церковь не ниже «Меноры»
09:39, 29 серпня 2012 р.

В Днепропетровске должны были построить церковь не ниже «Меноры»

В проекте реконструкции Свято-Успенского храма Геннадий Аксельрод стремился уровнять две мировые религии

Вчера, 28 августа, в День успения Богородицы, в престольный праздник самой старой церкви Екатеринослава, губернатор  сказал, что помнит Аксельрода, но церковь будут восстанавливать по старым канонам. Для строительства церкви необходима компания, которая имеет отличную репутацию. Каталог строительных компаний вы можете найти на сайте http://www.stroykaclub.ru/

Свято-Успенская церковь – первый кафедральный храм Екатеринослава – некогда являлась центром религиозной и культурной  жизни города. Восстановить ее былое величие, значило бы сделать неоценимый подарок горожанам, возвратить им значительный фрагмент их исторического наследия. К сожалению, на пути к реализации этой благородной цели возник целый ряд труднопреодолимых преград. Осталась ли надежда на возрождение храма после убийства инициатора проекта Геннадия Аксельрода?

…Из любой точки города

Находившийся на месте нынешней 10-й горбольницы каменный Успенский собор был заложен в 1839 г. и торжественно освящен в 1850-м. Он заменил собой стоявшую рядом деревянную церковь, построенную еще в 1797 г., и по размеру был больше величественного Преображенского собора. Храм в русско-византийском стиле имел высокую цилиндрическую колокольню, на которой его многолетний староста, купец-меценат Михаил Остроухов установил выписанные из Москвы часы с музыкой фирмы братьев Бутеноп. Их циферблаты просматривались с самых дальних точек города, и местные жители сверяли по ним время. Кроме того, храм был двухэтажным, что тогда представляло большую редкость. Удобно расположенный в низинной части города Свято-Успенский собор сразу стал центром празднования Пасхи, Крещения Господня, Успения Пресвятой Богородицы и других крупных церковных праздников. Перед водосвятием сюда стекались крестные ходы из всех других церквей города, чтобы затем единым потоком устремиться к Днепру по улице Иорданской (ныне Коцюбинского). А праздничное убранство храма, по воспоминаниям современников, просто не с чем было сравнить.

С приходом советской власти участь церкви оказалась предрешена. Сперва здесь сделали некий затрапезный склад. Затем в конце 1940-х годов купола и колокольня были разрушены, высокие помещения поделены на этажи, а здание отдали под госпиталь для участников Великой Отечественной войны, в конце 50-х реорганизованный в городскую больницу №10. 

Да будет новый старый храм!

Концепцию возрождения Успенского храма связывают с именем трагически погибшего 14 апреля строителя и бизнесмена Геннадия Аксельрода. По его поручению проектное предложение воплотил на бумаге известный городской архитектор Вадим Козлов. Вот что он рассказал нашему корреспонденту:

"Примерно два года назад к нам поступил этот интересный социальный заказ. Тогда меня пригласил Геннадий Аксельрод и сказал, что Борис Филатов поручил ему вести всю проектно-строительную деятельность. Обследование объекта, проведенное нами совместно с Еленой Вандюк, показало, что нетронутым в здании остается один подвал, с начала прошлого века залитый грунтовыми водами. Образ храма не сохранился, стены «перебиты» окнами, врезаны перекрытия, полностью переделан главный фасад. Поэтому мы решили – нет смысла восстанавливать то, чего нет.

В храмовый комплекс предполагалось включить также находящийся позади сквер Кирилла и Мефодия. Для этого – отселить и разрушить здание нынешнего художественного училища, перекрыть улицу Коцюбинского, а транспортную развязку перенести в низ улицы Рогалева. Комплекс также включал бы трапезную, воскресную школу, два церковных магазина и подземный паркинг.

Сооружение нужно существенно увеличить в масштабе. Для этого воду из подвала следует сбросить в Днепр, применив пластовый дренаж, вокруг старого фундамента заложить новый – на сваях. А фрагменты старой постройки восстановить по возможности в оригинальном виде, на манер «храма в храме». В храмовый комплекс предполагалось включить также находящийся позади сквер Кирилла и Мефодия. Для этого – отселить и разрушить здание нынешнего художественного училища, перекрыть улицу Коцюбинского, а транспортную развязку перенести в низ улицы Рогалева. Комплекс также включал бы трапезную, воскресную школу, два церковных магазина и подземный паркинг."

 «Он всегда жил идеями».

- Идея восстановления Свято-Успенской церкви давно обсуждалась в архитектурной среде, - рассказывает близкий друг Аксельрода, адвокат и тележурналист Борис Филатов. Но однажды Геннадий (Аксельрод – авт.) пришел ко мне и сказал: «Послушай, что бы там не витало в воздухе, но продвигать это должен один человек. Тебе стоит пойти к губернатору и убедить его заняться этим вопросом всерьез». Нужно понимать, что в каком-то смысле Гена был человеком без национальности. Еврей по паспорту он никогда не скрывал своего еврейства, даже гордился им, но всегда утверждал, что национальность для него не главное, «лишь бы человек был хороший». Он был в прекрасных отношениях с еврейской общиной, подарил городу проект крупнейшего в мире еврейского центра «Менора». Но это не было для него «зовом предков». Как гениальный концептолог, он всегда жил идеями. Поэтому, как «Менора», так и Успенский храм были для него вопросом самореализации. Возможно, им изначально владела идея объединить и уровнять расположенные рядом символы двух великих мировых религий - иудаизма и христианства. Во всяком случае, сторонникам восстановления Успенской церкви в ее прежнем масштабе он всегда возражал: «А как будет смотреться этот карлик рядом с громадой «Меноры»? Это неправильно не только с религиозной, но и с градостроительной точки зрения! Поменялся город, поменялся мир. И восстанавливать историческую справедливость нужно по новым канонам». 

Вопрос отложен. Навсегда?

Вилкул воспринял идею «на ура».

- Вилкул воспринял идею «на ура», - продолжает Филатов. – Затем проект был согласован и с митрополитом Иринеем. Мы даже вплотную подошли к созданию специального фонда для финансирования этого грандиозного начинания. Но тут что-то пошло не так. Владыка вдруг испугался, что нас обвинят в разворовывании собранных средств. Дескать, давайте просто откроем счет при приходской общине, куда будем собирать пожертвования. Я стал убеждать его, что мои друзья, с которыми уже достигнуты предварительные договоренности о финансировании, мне доверяют, и никогда ни в чем не обвинят.  А вот просить человека перевести 5 миллионов долларов на какой-то «приходской» счет просто не солидно. С другой стороны, ведь не могли же мы, разрушив училище и отселив больницу, так ничего и не построить из-за недостатка средств. «Нырять» в такой проект можно лишь уже имея на счету 10-20 миллионов долларов, чтобы подвести здание под крышу. Потом можно будет ходить и «клянчить» оставшуюся сумму на отделку храма. Ведь Козлов предлагал использовать итальянскую мозаику, белый мрамор.

- Вторым препятствием стала серия скандалов вокруг возврата церковной собственности. Разгорались страсти по поводу Свято-Тихвинского монастыря, органного зала. Общественность подогревали в ракурсе: а не слишком ли много хотят эти попы? Словом, вопрос Успенского храма как-то сам собой откладывался со дня на день, пока интерес к нему не угас. А теперь, после убийства Аксельрода, я уверен, к этой теме уже никто не вернется. Впрочем, разработка есть у губернатора, в епархии, у мэра. Нужна только политическая воля…

А теперь, после убийства Аксельрода, я уверен, к этой теме уже никто не вернется. Впрочем, разработка есть у губернатора, в епархии, у мэра. Нужна только политическая воля…

Рассматриваются два варианта

- Сейчас Свято-Успенский собор обозначен на генплане города как вновь выявленный памятник архитектуры, - сообщил нам начальник управления охраны культурного наследия Днепропетровского горсовета Александр Бердик. – В качестве такового он еще не поставлен на госучет. Если говорить о восстановлении храма, то тут существует альтернатива – восстанавливать его в первоначальном виде, либо воспользоваться новым, современным проектом. В пользу первого варианта говорит то, что мы располагаем весьма подробным исходным проектом Шарлеманя и Висконти (по их проекту построен также Свято-Троицкий храм) середины ХIХ века, обнаруженным в архивах Санкт-Петербурга. Однако если сохранность объекта низкая, возможно, имеет смысл построить на старом фундаменте совершенно новое сооружение, воспользовавшись проектным предложением Вадима Козлова, или каким-либо другим, которое, правда, пока никто не предоставил. Но в этом случае новый собор не будет внесен в государственный реестр недвижимых памятников архитектуры. По моему личному мнению, объект имеет высокую степень сохранности, но сейчас нами рассматриваются оба варианта. Необходимы дополнительные исследования, экспертизы, согласования. В любом случае, заказчиком работ выступает Днепропетровская епархия, в чью собственность сейчас передается здание бывшей 10-й горбольницы. Необходимо также определиться с источниками финансирования.

Неофициально:

«Он еврей, более того: он - хасид. Он проектировал «Менору». Он не имеет права проектировать  христианские храмы», - сказал один из православных священников.

Вчера, 28 августа, глава облгосадминистрации сказал корреспонденту 056.ua,  что знаком с проектом Аксельрода. Но храм будут восстанавливать в его прежнем (историческом) виде.

Козлов_1

Козлов_1

 Козлов_2

 Филатов_1

 Филатов_2

 Фото 056.ua.  

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...