• Головна
  • Что горожане вспомнили о днепропетровском Робин Гуде по прозвищу Матрос
11:20, 11 травня 2012 р.

Что горожане вспомнили о днепропетровском Робин Гуде по прозвищу Матрос

Как мы вчера сообщали, по указанию Генеральной прокуратуры Украины в Днепропетровске, на кладбище около жилого массива Клочко, прошла эксгумация трупа криминального авторитета Александра Мильченко, более известного как Матрос. Нам удалось разыскать людей, которые знали ныне покойного. Предлагаем вам эксклюзивный материал.

Вспоминает журналист Олег К.:

«Мне с корреспондентами Вадимом Рыжковым из газеты «День» и Дмитрием Бондаренко с 11 телеканала удалось побывать на похоронах Матроса осенью 1997 года, по-моему, в ноябре это было. Родные, друзья и коллеги по опасному бизнесу прощались с ним в доме его сестры Татьяны, проживавшей в переулке Желваковского на Амуре (Амур-Нижнеднепровский район — ред. 056.ua).

Мы с Вадимом подошли к родственникам и попросили разрешить нам присутствовать на панихиде и сфотографировать похоронную процессию. Тетя Таня не отказала, однако попросила делать снимки с далека. Постояв у гроба, сделанного по специальному заказу, мы вышли на улицу, где встретили коллег с 11 телеканала: журналиста Дмитрия Бондаренко с оператором.

В то время мобильные телефоны были редкостью, чаще обеспеченные граждане носили пейджеры. Между тем в переулке Желваковского, по краям которого стояли сотни людей, «трубки» и пейджеры звонили как электронный оркестр. По всему было видно, что проситься с Александром «Матросом» Мильченко приехали небедные люди.

Отмечу, что в тот день коллегам с 11 телеканала не повезло. Они не стали просить у родственников разрешения на съемки и включили камеру, объектив которой направили на приехавших проститься с усопшим, среди которых, естественно, было много криминальных авторитетов, и «светиться» на ТВ им явно было нельзя.

Внезапно из небольшого проулка к телевизионщикам подошел подельник Матроса по прозвищу Шапа. Я был свидетелем его разговора с журналистами. Возбужденный Шапа с глазами, буквально налитыми кровью, отвел Дмитрия Бондаренко и оператора 11 телеканал в сторону, после чего отобрал у ребят кассету из «бетакама» (это новейшая по тем временам видеокамера, стоимостью 20 тыс. дол. Для сравнения: в те годы 3-комнатну квартиру можно было купить за 3 тыс. долл. - ред. 056.ua).

После этого инцидента оставаться на похоронах журналистам было крайне опасно, и нам пришлось спешно уехать. К слову, тогда говорили, за утраченную кассету журналистам еще долго пришлось расплачиваться с телеканалом — ее цена была около ста вечнозеленых...»

Интересны и воспоминания ранее судимой Инны Ч., которая прожила в гражданском браке с Игорем «Шнобатым» Таточенко, подельником Александра Мильченко, около четырех лет:

«Бригада Матроса в корне отличалась от других криминальных организаций. Они не трогали обычных советских людей, с которых и взять-то было нечего. И со строны никто не подумал бы, что они рэкетиры. Например, Саша (Мильченко - ред. 056.ua) мог помогать простым прохожим: однажды на моих глазах он перенес детскую коляску с ребенком через канаву. Думаю, мамаша так никогда и не узнала, кто именно ей помог.

Ну а цеховиков, то есть подпольных миллионеров, имеющих незаконное производство ширпотреба (товаров широкого потребления — ред. 056.ua), ребята Матроса трясли по полной программе. В 1989 году был фильм «Воры в законе», сюжет которого почти полностью «слизали» с уголовного дела бригады Мильченко, в которую входили авторитеты Кабан, Кукуруза, Шапа и другие лихие парни. Посмотрите, увидите сами, каким образом они работали: там и утюги на животах подпольщиков и перестрелки. Кстати, однажды мой Шнобатый, работавший таксистом — у них там, вообще, была целая мафия водителей — устроил перестрелку в самом центре Днепропетровска: прямо напротив ресторана «Астория» они из машин палили в людей «конкурирующей фирмы»...

Вспоминает Марина П., бывшая сотрудница Днепропетровского СИЗО:

«Однажды я встретила Мильченко в коридоре изолятора — его вели на допрос. Я так разволновалась, что у меня неожиданно слетел с шеи легкий белый шарфик — тогда, в восьмидесятых, такие были в моде. Матрос, который даже не держал руки за спиной во время конвоирования, наклонился и подал его мне. При этом охранник СИЗо никак не протестовал. Казалось, даже сотрудники МВД относились к нему уважительно...»

Отсканированный документ

Отсканированный документ

Интересны и другие воспоминания, точнее статья в журнале «Крокодил», который четыре выпуска подряд публиковал материалы о похождениях Матроса, Кабана, Кукурузы и проч. Например, там рассказывалось о том, что каталы, карточные шулеры, в кафе «Льдинка» облапошили «лоха», который остался должен бандитам два миллиона порций мороженого.

Редакции 056.ua также удалось узнать, что несколько лет назад правоохранители якобы уже пытались эксгумировать тело Алекснадра Мильченко на старом клочковском кладбище, но не смогли этого сделать из-за того, что место захоронения укрыто толстым слоем бетона..

Ну а насколько неприятно было родственникам давно погибшего человека, в том числе его супруге Наталье Снитко, присутствовать при эксгумации, думаю, объяснять не надо.

Отметим, что шикарная дача Матроса в Обуховке сохранилась до сих пор. По нашим сведениям, у нее теперь два хозяина — говорят, одному огромный особняк не «потянуть».

Что же касается обстоятельств смерти Александра Мильченко, то об этом ходят легенды. По одной из них, после продолжительной отсидки в тюрьме, где он провел около тринадцати лет, печень, пораженная циррозом, не выдержала дальнего переезда. Считают, что он ехал за границу, чтобы подлечить ее в Германии. В пути ему стало плохо, необходимо было срочно обратиться к медикам. Сердце 49-летнего Матроса остановилось в больнице закарпатского Берегово.

У него был заграничный служебный паспорт S 210173, выданный МИДом 11 июля 1996 года. Кроме того, говорят, что зарубежных таможенников весьма интересовал и тот факт, что у Мильченко якобы предъявил документы, подтверждающие, что он — директор Никопольского ферросплавного завода, расположенного в Днепропетровской области.

О связях же Матроса с экс-премьер-министром Павлом Лазаренко известно очень мало. Но, возможно, в будущем мы об этом что-то и узнаем...

Справка: Александр Федорович Мильченко родился в 1948 году в Майкопе, откуда семья переехала в Днепропетровск и поселилась на Амуре (прибрежный частный сектор Амур-Нижнеднепровского района).

Учился он плохо, в 6-7 классах отсидел по два года, потом учился в ПТУ. Но качества лидера у него проявились в весьма юном возрасте.

Саша серьезно увлекался футболом, играл за «дубль» «Днепра», затем в «основе» в Волгограде. Но из-за пристрастия к алкоголю спортивная карьера рухнула, и Мильченко вернулся в Днепропетровск.

Прозвище Матрос он получил, когда чуть было не утонул на Днепре. Находившиеся рядом с ним приятели не собирались его спасать, гадая: выплывет ли нет. Выплыл...

Позднее, когда Матрос трудился в «Укрмясмолреммаше», ему, чуть ли не первому человеку на Амуре, провели телефонную линию. Между тем телефонами в этом районе многие обычные люди обзавелись спустя десятилетия.

В характеристике «инженера» Мильченко было написано: «умеет учить массы и учиться у них; вежлив, скромен, требователен к себе и дисциплинирован, ударник коммунистического труда, является пропагандистом, пользуется авторитетом».

Бригада рэкетиров Матроса не имела себе равных в СССР по жестким методам и размаху. «Амурское дело» не имело прецедентов в Союзе: они ворочали миллионами, между тем, после ареста Матроса у него в сейфе нашли всего около десяти тысяч рублей.

Фото из архива 056.ua: Матрос - второй справа - в кругу родных и коллег по опасному бизнесу.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...