Иван Куличенко: "Мы до сих пор не знаем, почему на Мандрыковской в газовых сетях поднялось давление и случился взрыв"

13 октября 2007 года навсегда останется черным днем в современной истории Днепропетровска. Тогда в результате взрыва бытового газа в жилом доме погибли 23 человека. И по сей день это - самая крупная техногенная катастрофа в Украине. Выжившие получили компенсации и новое жилье. Но никто им не вернет близких... С этой болью вот уже девять лет живут сотни днепрян, чья судьба оказалась разделенной на две части - до взрыва на ул. Мандрыковской и после него. 

Экс-городской голова Днепропетровска Иван Куличенко до сих пор не может понять, как в газовые сети низкого давления "пошел" газ высокого давления. С этого и начался наш разговор с бывшим днепропетровским градоначальником, а ныне народным депутатом Украины.

- До сих пор никто так и не дал ответ на главный, как мне кажется, вопрос: почему так произошло. Почему в трубах, где газ идет под низким давлением, создалось такое высокое давление, что в квартирах при включении конфорок они вылетали чуть ли не до потолка? Как такое могло произойти мне до сих пор не понятно. А ведь это - вопрос безопасности тысяч горожан. К сожалению, ответов мы не получили. Хотя, как вы знаете, было следствие, был суд. И даже наказали виновных..., - начал разговор Иван Куличенко. 

- Иван Иванович, а помните тот самый день и час, когда Вам сообщили о трагедии? Насколько мы знаем, в ту "черную" субботу Вы были за пределами Днепропетровска?

- Это не секрет, что в тот самый день я был в Крыму, в Алуште. Было достаточно рано, когда мне позвонили и сообщили. Я тут же перезвонил своему первому заместителю Анатолию Крупскому и поручил ему немедленно выехать на место и уже оттуда доложить о том, что произошло. Сам же зашел в номер, переоделся, после чего спустился к машине, сел и поехал в Днепропетровск. Путь от Алушты до Мандрыковской занял 3 часа 20 минут... Скажу честно, раньше я видел только в кино, как летают машины. В то утро я сам летел... 

Из Крыма до Днепра я "долетел" за 3 часа

...По докладу Крупского было очевидно, что происшествие - масштабное. Хотя тогда мы ни знали, ни сколько погибло людей, ни сколько пострадало. Но я сразу же дал поручение немедленно оцепить место взрыва, чтобы не дай Бог шокированные произошедшим жильцы дома не ринулись спасать свои вещи, документы и ценности, что могло привести к новым трагедиям. Кроме того, дал поручение в близлежащей с местом взрыва школой организовать штаб, там же собирать всех жильцов дома, которые оказались на улицу. Там же, в школе, мы разместили представителей всех городских служб, чтобы максимально быстро решать вопросы оказания помощи людям. Оперативный штаб по ликвидации последствий катастрофы разместили в палатке поблизости от дома. Тут решались вопросы, как правильно разбирать завалы, чтобы не навредить тем, кто мог быть под ними. И надо отдать должное спасателям. которые действовали очень профессионально. Вообще я хочу сказать, что тогда все службы, от которых зависело спасение людей, обеспечение их медицинской и психологической помощью, медикаментами, сработали как одна команда. Никого не пришлось дополнительно обзванивать, собирать. Все приехали на место и развернули работу по своим направлениям. Горе, которое случилось, объединило всех. За что я благодарен тем, кто тогда помогал.

малко

Хотя опыт реагирования на последствия техногенных аварий у нас был, в частности, мне, как тогда первому заместителю председателя исполкома городского совета, было поручено организовать расселение и помощь пострадавшим в результате оползня на Тополе. Тогда было больше людей, которые нуждались в приюте, в жилье. А в октябре 2007 года - 23 погибших, десятки пострадавших, семьи... 

Общались с каждым, находили самые оптимальные решения для каждой семьи, для каждого, кто нуждался в помощи. И принимали, и выслушивали людей вплоть до того момента, когда они сами перестали к нам обращаться за помощью. В качестве компенсации и материальной помощи по казначейским счетам тогда прошло порядка 13 млн. гривен. На тот момент это была очень серьезная сумма. И ни у кого, никогда не было ни единого замечания относительно того, как эти средства были распределены, потому что все решалось путем обсуждения и переговоров. 

малко2

- А какая история больше всего Вас поразила и тронула?

- Вы знаете, до сих пор вспоминаю женщину, которая надеялась на спасение своего ребенка. Она дни и ночи напролет стояла напротив разрушенного дома, рядом с ней стоял муж. И вместе они ждали известий о судьбе своего ребенка... Как ни пытались ее отвести в школу, где был штаб, согреть - они не соглашалась. Естественно, муж тоже был рядом. Так они и ждали... Это трудно забыть. Да, наверное, и невозможно. 

- Иван Иванович, как Вы считаете, стоит ли заселять тот самый злополучный дом?

- Мое мнение таково: если конструкции дома не нарушены, если его можно восстановить в полном соответствии с нормами безопасности, его нужно восстановить. На сегодняшний день он находится в коммунальной собственности.

Так они и ждали... Это трудно забыть. Да, наверное, и невозможно

Но восстанавливает за свои средства частный инвестор. Но по договору с городом инвестор должен часть квартир (по-моему. порядка 20%) передать городскому совету для заселения там льготников. Остальные квартиры выставить на продажу. И насколько я знаю, люди там покупают жилье. Но повторюсь: важно обеспечить безопасность проживания в этом доме людей. 

- На Ваш взгляд, все ли в то время сделали городские службы для спасения людей и для обеспечения их всем необходимым?

- Повторюсь: горе объединило не только Днепропетровск и горожан, но и всю Украину. Помощь и поддержку мы получали из разных уголков страны. Например, Индустриальный союз Донбасса тогда помощь с краном-резчиком. Он помог аккуратно разрезать бетонные блоки, которые нависали над завалами и угрожали не только тем, кто мог находиться под перекрытиями, но и самим спасателям. Мне сказали, что такой кран есть в Донецке. Я набрал Александра Таруту, в чьем распоряжении был этот кран. Оказалось, что спецтехника была задействована на плановом задании. Тарута спросил: "Как долго мы можем подождать?". Я ответил, что, если бы такой кран-резчик был у нас еще вчера. мы бы значительно быстрее продвинулись в разборе завалов и спасении людей. На утро эта машина с двумя экипажами - основным и сменным, была у нас. И я до сих пор благодарен Александру Таруте за эту помощь. Как благодарен и Ринату Ахметову и Виктору Пинчуку, которые через свои фонды оказали существенную помощь семьям погибших и пострадавшим. 

- Спустя 9 лет после трагедии, какие уроки, на Ваш взгляд, должно из нее извлечь?

- Сразу же после того, как дом взорвался, начали искать виновных. Естественно, первым делом пришли ко мне. Начали разбираться и выяснилось, что пострадавший дом был кооперативным и не находился на балансе города. Газовые сети, из-за которых все и случилось - принадлежали газовой компании. С нее, как говорится, и спрос. Но тогда, после Мандрыковки, мы изменили внутренние инструкции наших коммунальных предприятий так. чтобы они не могли в будущем перекладывать ответственность друг на друга. К примеру, если в подвале прорвало водопроводную трубу, туда, в подвал должны спускаться и представитель организации, которая эксплуатирует жилье, и представитель водоканала. 

По газовым сетям мы такое сделать не могли, поскольку они не принадлежали и до сих пор не принадлежат городу. Возможно, газовщики, детально разобравшись в причинах трагедии на Мандрыковской, сделали свои выводы и изменили подход к обслуживанию своих сетей, но ответ на главный вопрос: почему так произошло, повторюсь, нам никто так и не дал.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:ПОТЕРЯВШИЕ БЛИЗКИХ В РЕЗУЛЬТАТА ВЗРЫВА НА МАНДРЫКОВКЕ 9 ЛЕТ НАЗАД, ДО СИХ ПОР НЕ МОГУТ ЗАБЫТЬ ТРАГЕДИЮ 

Мандрыковка взрыв трагедия спасение Куличенко Днепр 056
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Актуальность
(0 оценок)
Оперативность
(0 оценок)
Ошибки
(0 оценок)
Информативность
(0 оценок)
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
18 и 19 октября будет перерыто движение по Центральному мосту. Соответствующее распоряжение мэра Днепра Бориса Филатова опубликовано на сайте горсовета Днепра. Согласно распоряжению, Центральный мост будет перерыт с 10:00 18 октября и до 20:00 19 октября. Кроме этого, также будет приостановлено движение по проспекту Слобожанскому от проспекта Мануйловского и до Центрального моста и на проездах левобережной развязки. На улицах Малогвардейской, Маршала Малин...
Происшествия
Сегодня, 18 октября, между ул. Янтарной и ул. Каруны на виадуке столкнулись четыре машины: Volvo, Camry, Subaru Tribeca и ГАЗель. Об этом корреспонденту 056 сообщила пресс-секретарь патрульной полиции Днепра Людмила Копыленко. В результате аварии, пассажир Camry погиб, а водитель Camry получил телесные повреждения. Сейчас на месте аварии  работает экипаж скорой помощи, спасатели. Также вызвали следователя по ДТП.  "Осуществляется регулировка дорожного движ...
Происшествия
В среду, 17 октября, на Набережной Заводской произошла авария, в результате которой три человека попали в больницу. Об этом корреспонденту 056 сообщила пресс-секретарь патрульной полиции Днепра Людмила Копыленко. Водитель Volkswagen Тouareg пересекал перекресток Набережной Заводской и Метростроевской по главной дороге. В это время водитель Hyundai проезжал этот же участок, но по второстепенной дороге. Из-за того, что водитель Hyundai не соблюдал правила до...
Новости компаний
Одни из самых низких цен на одежду в Украине были выявлены 16 октября 2018 г. в интернет-магазине Time of Style. Приводим цены на популярные категории осенне-зимнего ассортимента: Мужские куртки - от 189 грн. Мужские рубашки - от 29 грн. Мужские брюки - от 99 грн. Мужские свитера - от 79 грн. Женские джинсы - от 149 грн. Женские спортивные штаны - от 69 грн. Женские куртки - от 239 грн. Платья - от 229 грн. Женские свитера (гольфы, джемперы, худи, свитшоты...
Происшествия
18 октября в 2:33 в Службу спасения «101» поступило сообщение о пожаре в цехе по производству резиновой обуви на улице Полевой в Подгородном. Об этом сообщает пресс-служба ГСЧС в Днепропетровской области. Прибыв на место, пожарные установили, что пожар возник в одноэтажном здании. Огнем была уничтожена крыша здания цеха, оборудование (станки), резиновые изделия и повреждены стены на общей площади 360 метров квадратных. В 4:19 огонь был локализован и в 5:22...
Общество
Сжигать опавшие листья вредно для здоровья. Из-за такого костра в воздух попадают опасные канцерогены. Как сообщили в пресс-службе ДнепрОГА, тех, кто сжигает листья, ожидает штраф. «В дыме от сожженных листьев или травы - пыль, оксиды азота, тяжелые металлы, канцерогены, угарный газ. Такой «коктейль» вредит здоровью человека - вызывает респираторные заболевания, аллергии, повышает риск онкологии. А еще - снижает плодородие почвы из-за уничтожения насекомых...
СЕЙЧАС
Сегодня, 18 октября, на улице Титова произошла авария. Об этом корреспондент 056 сообщает с места событий. Около 10-00 на улице Титова столкнулись троллейбус и иномарка. По предварительной информации пострадавших нет. В связи с аварией, движение транспорта на этом участке дороги слегка затруднено. Автомобили по очереди объезжают место ДТП. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ночные гонки и пьяный водитель: в центре Днепра патрульные гонялись за «шумахером» на ВАЗе, - ФОТО, ВИД...
Общество
В пятницу, 19 октября, в некоторых районах города, в связи с техническим обслуживанием, отключат свет. Об этом сообщили в пресс-службе "ДТЭК Днепроблэнерго"  Центральный район: ул. Мостовая, 2-8; АНД-район: ул. Моховая, 2-60, 3-75;   ул. Резервная, 1-31, 2-40; ул. Рабкоровская, 1-25, 2-20;  ул. Шлюзовая, 2-12, 5-49, 69-83, 88; ул. Ветрянная, 18-30, 106-108, 112-116, 118а; Индустриальный район: АЗС№11 ул.Ордженекидзе 2, СТО ул.Урожайная 2, светофор, шиномон...
Происшествия
В Днепре правоохранители гонялись по центру города за пьяным водителем целый час Об этом сообщает пресс-служба патрульной полиции Днепра. 17 октября, ночью, на проспекте Яворницкого патрульные заметили автомобиль ВАЗ, которые ехал весьма неуверенно. Полицейские решили остановить водителя, однако тот, вместо торможения, начал ускорять движение и уезжать от патрульных. Целый час длилась погоня за нарушителем, которого поймали только при помощи ещё нескольких...